Привет любители хорошего звука! Через меня прошла куча винтажной техники, я много пишу материала на сайте Звукомания и постов в интернете на своей стене в соцсетях о том, как аудиофилы, найдя Hi-Fi винтажную технику, ведут себя так дети, будто нашли клад. Технологии развиваются.
Оглавление:
Зачем покупать винтажную технику?
- Так чем же флагманская колонка 70-х годов лучше, скажем, современной колонки среднего класса?

- Почему вообще стоит покупать винтажную технику?
И зачем она нужна?
Аналоговая стереотехника, не сильно развилась (вот цифровая — другая история). В зависимости от ваших предпочтений, можно получить много за свои деньги, купив винтажную технику, но это больше везение.

Проблема в том, что сейчас почти нет среднего класса. Остаётся либо дорогой ультра-хай-энд, либо дешевый ширпотреб, есть авторская Hi-Fi техника, но это тема отдельной статьи.
Винтажная техника производилась в эпоху, когда у всех были двухканальные стереосистемы, потому что если не хотелось слушать радио с убогим звуком, то приходилось пользоваться компонентной техникой подороже.
Соответственно, выбор был намного шире
НО технологии развивались, а вместе с ними и экономия на ресурсах, а также аутсорсинг производства компонентов, устаревание, пришёл приоритет стиля над качеством звука, а также реклама и маркетинг, которые значат больше, чем создание качественного звукопродукта. К сожалению, не для всех компаний, но для большинства.

Конечно, винтажная аппаратура нравится некоторым аудиофилам гораздо больше, чем современные аппараты. Но можно ли сказать, что винтажная техника звучит лучше современной за ту же цену? Будет ли винтажный усилитель, который сегодня продаётся за 50000 руб. на Авито, звучать лучше, чем новый усилитель за 50000 долларов в магазине? Да, каждая ситуация индивидуальна, но в целом…
Возможно, но это будет зависеть от того, насколько хорошо сохранилась старая Hi-Fi техника.

Не забудьте учесть реальную стоимость старого звукооборудования
Я не любитель в звуковой технике и зарабатываю на жизнь звуком, за это слышал МНОГО Hi-Fi винтажной техники, поэтому кому-то мои наблюдения помогут.
Большая часть раннего транзисторного оборудования (я бы определил его как относящееся к середине 1960-х – началу 1970-х) действительно не так уж и хороши. Высококлассные ламповые усилители, существовавшие до этого типа HK Citation 2 или Mcintosh MC75 неплохие. Мне пока не доводилось слышать раннее транзисторное устройство, звучащее хоть как-то похожее на эти усилители. Похоже, главная проблема в предусилителях: худшие из всех, что я слышал, — это HK Citation 17, Mcintosh C26/C28 и Crown IC150.

Всё это ранние транзисторные или очень ранние реализации операционных усилителей, и все они звучат довольно посредственно.
К началу-середине 80-х всё стало НАМНОГО лучше
К этому моменту технологии значительно развились. Компании перешли от кучи конденсаторов в сигнальном тракте (причём электролитических) к усилителям и предусилителям, полностью связанным по постоянному току, и, как правило, были гораздо стабильнее и надёжнее своих аналогов начала 70-х. Кроме того, мы видели, как много компаний экспериментировали с различными полупроводниками (например, с предусилителями на полевых транзисторах с пороговым значением или усилителями на транзисторах Tandberg).

Если вам действительно нужна надёжная работа, я бы посоветовал присмотреться к продукции середины 80-х – середины 90-х. Было сделано много действительно качественной продукции, на которую сейчас совершенно никто не обращает внимания.
Нахвалить про винтаж
Я вижу много форумов, где аудиофилы расхваливают старые ресиверы Marantz или Pioneer, и не понимаю. У меня были все «гиганты» этих компаний, и ни один из них меня совершенно не впечатлил по звуку. Мысль о том, что Marantz 2275 сейчас стоит примерно столько же, сколько Krell KSA50, чётко показывает, куда движется рынок винтажной техники.

Плюсы и минусы винтажной техники
Плюсы: большинство винтажной аудиотехники дешевле современных аналогов.
Гораздо больше различий в дизайне и звуке.
Минусы — БОЛЬШИНСТВУ винтажного оборудования требуется приличная доработка, чтобы оно звучало хорошо/отлично – денег на некоторые надо много.
- Существует множество аппаратов, которые имеют культовых поклонников типа БРИГ-001.

- Цены на некоторые популярные товары завышены и давно не оправдывают своей цены.
- Некоторые комплектующие, такие как германиевые транзисторы вообще невозможно найти.
У старых проигрывателей винила нет недостатков, если только они не сломались. Новые проигрыватели, если только вы не тратите десятки тысячи рублей, по сути, такие же или даже хуже старых. Винтажные проигрыватели (почти) всегда будут выгоднее.
Винтажная акустика
У многих винтажных колонок плохие высокочастотники, потому что в семидесятых технология была ещё не на пике, но когда они всё-таки добились успеха, то делали их правильно.

Компоненты кроссовера могут высыхать, но их можно переделать, как и подвесы динамиков (советская акустика).
- Один большой недостаток винтажных колонок в том, что для мощных басов нужен большой динамик.
- Также высыхают диффузоры (особенно СССР акустика) – звук меняется не в лучшую сторону.
- Магнитная система теряет свою силу – звук меняется не в лучшую сторону.
- Корпус акустики рассыхается – звук меняется не в лучшую сторону.
- Кабели внутри акустики в 90% случаев откровенный хлам – звук меняется не в лучшую сторону советую на такие менять.
- Внешний вид старых АС в 70% далёк от красоты, тоже надо реставрировать, шпон, винил , покраска и т.д. – вложение денег.
Коаксиальные колонки и ширики
Лично мне нравятся большие коаксиальные колонки, но в большинстве им нужен хороший корпус, а не тот ретро-утиль и опять же не все коаксы -винтажные хороши по звуку.

Кстати, средние частоты были почти доведены до совершенства где-то в 70-х. Например, у AR3 лучшие средние частоты. Вы можете купить новые колонки лучше по звуку, но, опять же, обычно вам придётся заплатить дороже. Зато вам не надо менять подвесы динамиков, не надо менять шпон, виниловую пленку, внешность новая красивая, не надо менять кабели внутри, не надо в фильтре всё менять.

Усилители винтажные
Старые усилители действительно НУЖНЫ в пересобранном виде, и обычно им также нужно много новых транзисторов. Не критикуйте винтажное оборудование, прежде чем не услышите пересобранное, потому что эти 50-летние конденсаторы и транзисторы определенно уже не в хорошем состоянии.
НО то, что оно работает, не значит, что оно работает правильно и звучит хотя бы хорошо. По сути, каждый винтажный усилитель звучит немного по-другому, что здорово для возможности найти свой звук, который вам нравится.

Кроме того, схемы усилителей не сильно изменились за эти годы. Конечно, есть исключения, но по большей части ничего примечательного не изменилось. Компоненты стали намного меньше, и теперь большинство усилителей заполнены микросхемами, которые обычно занимают целую плату.
Винтаж — это неплохо, но дорого и не делает усилитель по звуку лучше
Если вам нужна только точный и правильный звук, то вы его найдете, но долго, дорого перебрав много старья, а лучше будет приобрести что-то новое и 1 раз.

В прошлом у компаний не было тех же технологий измерения и проектирования, что есть у нас сейчас. Хотя эти факторы учитывались, большинство акустических систем (советская акустика также) проектировались с одной целью: хорошо звучит и нормально, причём в бытовой обстановке.
Акустика помещения и винтажная техника
Акустическая система в необработанной комнате не будет звучать также хорошо, как винтажная аппаратура в необработанной комнате. Инженеры AR раньше забирали акустические системы домой, прежде чем окончательно дорабатывать коструктив, чтобы услышать, как они звучат в реалистичном бытовом пространстве.

Эта идеология во многом утрачена в современных разработках, из-за чего многие брендовые акустические системы звучат однообразно и скучно.
Я действительно считаю, что современная акустика среднего и высокого ценового уровня цены может быть ничуть не хуже винтажных топовых колонок. Даже лучше.
Но это скорее связано с улучшением дизайна внешне и внутренне и стремительным ростом цен. Сегодня акустика среднего класса, вероятно, эквивалентна акустике топового класса в своё время. Сейчас на рынке гораздо больше акустики высокого класса, тоже касается про усилители.




