Я собираю, тестирую и слушаю винтажную технику уже много лет. Я купил (и продал) послушал практически все модели советских усилителей, а также большинство интегрированных и отдельных усилителей западных винтажных.
Оглавление:
Винтажная техника мифы и факты
Благодаря этому опыту я научился отделять факты от запутанной выдумки — надеюсь, развенчание этих мифов поможет вам в вашем путешествии по винтажной аудиотехники.

Меня часто спрашивают вот такие вопросы:
1. Винтажная техника встречается редко, и её трудно найти?
Полная ЧУШЬ
1. Ответ. Демография и факты. 1970-е годы были десятилетием бума стерео-техники. К 1980 году продажи домашних Hi-Fi/стереосистем достигли 32-50% проникновения в советские дома и квартиры. Представьте себе на мгновение, что в миллионах домов было разнообразное Hi-Fi оборудование, и большая часть этого оборудования была куплена в 1970-80-х годах.

Это не цифры нишевого рынка — это широкомасштабные продажи миллионов стереосистем и сопутствующих компонентов у нас это были: Электроника, ТДС, МАЯК, Амфитон, Радиотехника, Корвет, Эстония и т.д. на западе Pioneer, Marantz, Sansui, Kenwood Panasonic/Technics, Yamaha и Luxman — лидеры среднего и элитного рынка.

К началу 1980-х годов снижение продаж было вызвано множеством факторов; насыщенный рынок, который был перенасыщен в 70-е годы, но экономический спад повлиял на покупку всех предметов роскоши, и, наконец, тогда не было никакого встроенного устаревания стереооборудования 1970-х годов.
Стереооборудование 1970-х годов было рассчитано на длительный срок службы и легко поддавалось ремонту. К сожалению, спад рынка в 80-х годах также привел к серьезному снижению качества сборки техники Hi-Fi.

Целевой аудиторией, вызвавшей в 1970-х годах бум покупок стереосистем, были мужчины в возрасте от 18 до 28 лет. Простая математика показывает, что покупатели в этой демографической группе сейчас переживают период сокращения размеров — и когда начинается сокращение размеров домов, начинается процесс опустошения их подвалов и чердаков от ценного имущества, включая аудиоаппаратуру 70-х годов.
Два десятилетия между 2010 и 2030 годами, несомненно, являются годами, когда наблюдается наибольший оборот винтажного аудио. Подводя итог, можно сказать, что на рынке по-прежнему появляется гораздо больше винтажного Hi-Fi оборудования.

2. Цена на винтажную технику будет расти?
Ответ: Конечно же нет!
Цены на винтажную технику падают по 2 основным причинам:
1. Как указано выше, в течение следующего десятилетия на рынок будет продолжаться приток винтажных аппаратов от первоначальных владельцев. Есть много чердаков и подвалов, которые еще не расчищены. Благодаря обилию инструментов для продажи на рынке социальных сетей и тому, что 46% людей старше 65 лет активны на ВК и ОК, найти это старое оборудование станет еще проще.
2. Что более важно; рынок покупателей сокращается и не заполняется. Основной профиль покупателей винтажного аудио — мужчины от 38 до 58 лет. Мотивация покупателей — это смесь признания качества звука, стиля дизайна середины века и конечно же ностальгии по тому звуковому оборудованию, на котором они выросли. Когда я продаю винтажное аудиооборудование, почти без исключения, покупателями являются мужчины старше 45 лет.

Кстати, на сегодня основной рынок высококачественного Hi-Fi-оборудования — мужчины старше 40 лет. Даже рынок покупателей современных аудиофилов высокого класса стремительно сокращается. Подтверждающие доказательства: журнал Stereophile Magazine, включающий демографические данные о читательской аудитории: 99% мужчины, средний возраст 47 лет.
Ведь у молодого поколения по мере взросления возникнет тяга к винтажному или высококачественной аудио-технике. Но, учитывая огромные изменения в том, как музыка покупается и потребляется молодыми поколениями, а также динамику небольших жилых помещений, не дружелюбных к многокомпонентным системам, я считаю, что покупателей не хватит, чтобы поддерживать растущую ценность винтажного звука.

Итак, за исключением нескольких избранных моделей «топ-класса», типа Sansui 9090, Marantz 2500, Pioneer SX-1980…. На остальные аппараты и АС цены неизбежно будут продолжать снижаться по мере сокращения рынка покупателей.

Также существует у владельцев винтажа боязнь новой более высококачественной по звуку техники, ведь, кто идет дальше, провел небольшой анализ, послушал новое и понял что к чему, тот давно от винтажной техники избавился. Кстати, цена но современную технику бу и новую сейчас выравнялась НЕ В ПОЛЬЗУ винтажной. Так что покупка старой техники не имеет смысла.
3. Транзисторная винтажная техника 70-80-х годов имеет «теплый ламповый звук»?
Ответ: это не совсем так.
Не все винтажные аудиосистемы имеют одинаковый звуковой характер — у каждого бренда уникальное звучание, и внутри каждого бренда существуют звуковые различия между моделями. Это утверждение, конечно же, учитывает множество других факторов, влияющих на стиль звучания; акустика, проигрыватели/картриджи, кассетные деки, ЦАП. Но тестирование только что приобретенной винтажной стереосистемы каждый раз с одной и той же настройкой поможет вам оценить уникальные звуковые различия.
Самое главное, что интерпретация звука глубоко индивидуальна — здесь нет правильного или неправильного. Хороший звук – это то, что нравится слушателю. И есть много разных звуковых характеров звука.

Многие стереомодели 1970-х годов действительно звучат «тепло, бархатисто, полно и глубоко», но они не смогут повторить по-настоящему уникальное звучание лампового усилителя. Если вам нужен ламповый звук, просто купите ламповый усилитель. Я настоятельно призываю всех поклонников винтажного звука попробовать его, а именно купить ламповый усилитель, чтобы по-настоящему понять, какое удовольствие нравится поклонникам «лампового теплого» звука.
Помимо винтажного лампового оборудования, сегодня существует множество вариантов, в том числе китайские ламповые усилители HiFi. Вложенные несколько тыщ рублей могут помочь вам лучше понять звуковые различия.

Ламповый усилитель лучше? Это зависит от тебя, слушатель. Мой опыт использования ламп показывает, что они сглаживают некоторую резкость некоторой музыки, подчеркивают средние частоты и вокал, но ценой неспособности адаптироваться к более сложной многослойной музыке, особенно современной, где иногда звук становится запутанным и разделение инструментов теряется по сравнению с обычными транзисторными. Мне нравятся оба. Так что попробуйте, пожалуйста, поэкспериментируйте — это часть звукового удовольствия.

4. Любая проблема винтажной техники решается с помощью очистителя контактов?
Одна из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются покупатели винтажного аудио, — это шум управления стереосистемой: регулировка баланса, громкости или тембра приводит к неприятным царапающим помехам.

Кроме того, грязные переключатели выбора входа (телефон, магнитофон, aux, тюнер…) мешают контакту с одним или обоими каналами в целом. Очиститель контактов может творить чудеса, очищая и восстанавливая неработающие и царапающиеся потенциометры, а также неработающие кнопки и переключатели выбора, возвращая к жизни старую стереосистему. Звук, исходящий из винтажного оборудования, не всегда является окончательным ответом — это не значит, что производитель хотел, чтобы вы его услышали.
Если вам посчастливилось найти винтажное аудиооборудование, которое просто требует тщательной очистки потенциометров и переключателей, чтобы получить приятный звук, который вы искали, считайте, что вам очень повезло. Из всей винтажной техники, которое я купил за эти годы, только 25-35% нуждались в базовой чистке, чтобы оно звучало великолепно. Остальные 75% винтажного аудиооборудования потребовали работы опытного винтажного аудиотехника, чтобы вернуть аппараты к жизни.

Советы для тех, кто находится на самом раннем этапе своего пути к винтажному аудио: найдите поблизости специалиста по винтажному аудио, которому вы можете доверять.
И если вы планируете заняться ремонтом и чисткой самостоятельно, прочтите все инструкции по технике безопасности, прежде чем открывать любую электронику, и помните, что даже если электроника отключена от сети, она сохраняет электричество, чтобы серьезно травмировать или убить вас. Будьте осторожны!

5. Замена конденсаторов в винтажной технике — убивает теплый звук?
Есть ли недобросовестные специалисты по ремонту (и автомеханики), которые обманывают клиентов? Да. Вот почему я советую найти опытного и надежного специалиста по обслуживанию старинных усилителей, который поможет вам в вашем путешествии.

- Конденсаторы выходят из строя. Это факт.
- Неисправные или вышедшие из строя конденсаторы отрицательно влияют на качество звука винтажного звука. Это факт.
- Вы можете заменить конденсаторы, чтобы вернуть старинному аудиоаппаратуре первоначальные характеристики и звук. Это факт.
Забудьте все теории описанные на форумах чайниками и прочие теории заговора — если винтажное аудиооборудование, которое вам нравится, звучит не очень хорошо — проверьте его.

Конденсаторы бывают разных уровней качества, поэтому обратитесь к опытному специалисту, который может посоветовать вам лучшие конденсаторы для вашего винтажного устройства, включая определение того, какие конденсаторы необходимо заменить. Повторный осмотр не означает замену всего.
- Вы будете поражены улучшением звука. Это тоже факт.
Я надеюсь, что вам понравилась эта статья, я рад, что эта информация дала вам новое представление о винтажной Hi-Fi техники!
