Советская акустика

ссср акустика

ссср акустика

Процесс стандартизации советской акустики и динамиков начался давно, во времена, когда радио-системы были представлены только средне- и длинноволновыми радиоприемниками, то есть до того, как среди широких слоев населения появились электрические звукосниматели для винила и магнитофоны.

Советская акустика

Процесс перехода проходил довольно быстро. Мероприятие по стандартизации динамиков – беспрецедентное на потребительском рынке отечественной электроники. Самое интересное, что этот процесс до сих пор не остановился.

Левчук Александр Николаевич©
Левчук Александр Николаевич©

Начало стандартизации динамиков и акустики СССР

Январь 1951 года ознаменовался принятием первого Государственного общесоюзного стандарта (ГОСТ 5651-51) для радиовещательных приемников, с которым советские акустические системы получили самые общие требования к качеству звуковоспроизведения.

дорогая советская акустика 100 АС 017
дорогая советская акустика 100 АС 017

Естественно, это качество не шло ни в какое сравнение с современными возможностями, но в то время это было настоящим удовлетворением для самых придирчивых слушателей — меломанов.

Первые советские акустические системы получили определенные частотные характеристики (поначалу это касалось только радиоприемников): то есть АЧХ всего тракта приемника по звуковому давлению, должна была обеспечивать воспроизведение определенной полосы. Приемник первого класса, например (настольный) — от 60 до 6500 Гц.

Электроника 25АС-033
Электроника 25АС-033

Перечисленные ГОСТом полосы частот должны воспроизводиться неравномерно, но не более пяти раз по 14 дБ (все диапазоны), кроме тех частот ниже 250 кГц, там вполне допускается неравномерность — 18 дБ. Электрическая частотная характеристика вообще не была нормирована ГОСТом, так как звучание приемника в конечном итоге определяется его конкретными характеристиками звукового давления.

Приемник первого класса до 100 Гц с коэффициентом гармоник 12 %, на частотах до 400 Гц — 7 %, свыше 400 — 5 %. Современники будут вспоминать с ностальгией, а подрастающее поколение будет поражено: понимали ли их отцы и деды хоть что-то, связанное со звуковыми характеристиками. Тем не менее советские акустические системы не только существовали, но и пользовались большим спросом и даже сегодня

Электроника АС-20
Электроника АС-20

Технологии для советской акустики и динамиков СССР

Советские акустические системы и динамики СССР, о которых идет речь в этой статье, всегда поражали меня оригинальностью используемых технологий, причем они были интересны вплоть до 70-х годов прошлого века. Вот, к примеру, обычный громкоговоритель на 4А32, тот самый, вокруг которого в годы после войны собирались толпы, чтобы послушать сообщения радио или потанцевать.

динамик 4ГД4
динамик 4ГД4

До конца 50-х годов не было постоянных мощных магнитов, и поэтому качественные советские динамики оснащались катушками из сплошной проволоки — электромагнитами, служившими также фильтрующими дросселями для питания ламп.

Переменный ток давал фон, с ним приходилось постоянно бороться. Кстати, первые советские акустические системы, сделанные в СССР, встроенные в небольшие и даже не акустически оформленные корпуса приемников, имели внутри неплохие динамики на кобальте. Звучат красиво и хорошо.

динамик 3ГДШ
динамик 3ГДШ

Даже наши современники затрудняются объяснить подобное явление. По этому ГОСТу и всем его последующим модификациям выпускалось множество приемников ручной сборки, которые верой и правдой служили многим поколениям владельцев, а если достать их с дачных чердаков, то они вполне работоспособны и сегодня.

Акустика Симфония путь к качеству звука в СССР

Первый экспонат нашего обзора, как сейчас назвали бы эту бытовую ламповую стереофоническую радиолу, «ламповый музыкальный центр», так как состоял из радиоприемника и проигрывателя, которые теперь повсеместно называются виниловыми. Очень долгое время он был эталоном качественного воспроизведения звука в СССР, и даже сейчас они считаются отличной акустикой для ламповых усилителй, но они редкие и дорогие советские акустические системы.

Симфония 003 акустика
Симфония 003 акустика

Для лучшего качества звука на низких частотах там использовалась закрытая система с рядом объемных резонаторов.

Советские акустические колонки Симфония имели четыре динамика:

  • ЗГД-15 высокочастотный,
  • 2шт среднечастотных 2ГД-28,
  • один низкочастотный 5ГД-3.

Для разделения частот использовались фильтры непосредственно в самих колонках.

Переделка акустики Симфония
Переделка акустики Симфония

Частоты были настроены на 100 и 50 Гц, а фильтр подавлял первую и вторую гармоники сетевой частоты усилительного тракта, устраняя неизбежный «горб» на 60-80 Гц, весьма характерный для динамиков, существовавших в те дни. Винтажная акустика в наши дни пользуется большим спросом.

Усилители на транзисторах в СССР

Ламповые радиоприемники – это ограниченный тираж, они долгое время стоили дорого, но почти в каждом доме в 60-е и 70-е годы такие радиоприемники присутствовали и пользовались большой любовью всей семьи: от пожилых любителей оперы до юных ярых меломанов Зодиак, потому что он отвечал потребностям любого возраста. Акустика СССР была на праздниках, она помогала «жить и строить». Потом были стереомагнитофоны на транзисторах, еще дороже и еще более востребованные. Они развивали гораздо большую выходную мощность, и им нужна была другая, более совершенная акустика. И она появилась.

10мас-1М
10мас-1М

От самой обычной АС 10МАС-1М до колонок «Амфитон», где использовался длинноходный низкочастотный громкоговоритель с резиновым подвесом. Такую советскую акустику дорабатывали умелые владельцы доводили их до ума. Например, воздух вырывался из ФИ колонок «Амфитон» с такой силой, что мог погасить горящую свечу.

Поэтому первым делом все щели заливали эпоксидной смолой. Именно в 70-е годы советские радиоинженеры пришли к выводу, что копирование западных образцов значительно повысит качество отечественной продукции.

ЦАП на 1794+CM6631 задняя панель
ЦАП на 1794+CM6631 задняя панель

Акустика Радиотехника

И вот из Прибалтики в 1978 году пришли S90, которые попали к меломанам со своей знаменитой акустикой 35AC-1, давшей начало этой серии. Рижское производственное объединение «Радиотехника», и в частности конструкторское бюро «Орбита», являлось разработчиком новых советских акустических систем. Хотя сейчас меломанов не удивишь звуком этих динамиков, установленными в серии «Радиотехника С90», но аналога такому корпусу и динамиков нет нигде в мире. Кстати ДВП, ДСП там не применяли.

C-90 за 20 000рублей
C-90 за 20 000рублей

Их заменила настоящая фанера на передней стенке и толстые и тяжелые ценных пород дерева на всех остальных панелях. Такой ящик АС весил 23 килограмма. Тем не менее, эта акустика стала любимицей у потребителя. В те времена электроника Рижского завода для меломанов значила примерно то же, что автомат Калашникова во время войны.

radiotehnika-S-70-35AC-013
radiotehnika-S-70-35AC-013

Это живая легенда отечественного звуко-строительства. По сей день многие сотни таких С-90 систем служат любителям музыки, которые постепенно обновляются.

Что внутри

Стоит открутить два десятка винтов, фиксирующих корпус, снять стальную пластину с верхней части передней панели, а затем аккуратно снять НЧ-динамик, откроется картина, достойная интереса аудио-натуралиста. В первую очередь это марля и вата, из которых сделан полутораметровый матрас, склеенный на совесть.

очень дорогие С-90
очень дорогие С-90

Внутренняя поверхность корпуса вроде бы несъемная, к тому же матрац закрывает патрубок фазоинвертора, его просвет почти наполовину закрыт. Тем не менее, вы можете добраться до задней стенки. Там на стальном основании усилен кроссовер, а провода от его клеммника ведут к переключателям средних и высоких частот, в принципе, совершенно избыточных.

Они расположены рядом с одноименными громкоговорителями. Тем не менее, вы можете видеть, что, несмотря на самые очевидные недостатки сборки, серия S90 была достаточно хороша, чтобы представлять собой прорыв в советском Hi-Fi.

Акустика С-90 дорогая
Акустика С-90 дорогая

Есть мнения, что 6АС 2 «Радиотехника» поступила не хуже. Это небольшие акустические системы для комплектации первой группы электрофонов («Мелодия-101, Мелодия 102, Мелодия 103, Мелодия 105 Стерео»). После соответствующей доработки эти колонки выдают вполне качественный звук. Всего советская промышленность выпускала более полусотни моделей акустических систем бытового назначения, самых разнообразных. Это не считая редких.

Ленинград и их акустика в СССР

Акустические системы 75АС 001 — последняя разработка ВНИИРПА им. Попова, внедренная в серию. Эта «лебединая песня» отечественного акустико-строения примечательна тем, что при создании проекта использовалось математическое моделирование, оптимизация параметров компонентов с помощью компьютера (головки динамиков и кроссовер).

Акустика Корвет 75ас-001
Акустика Корвет 75ас-001

Достоинств у этой системы много: эффективные громкоговорители нового поколения (10ГДВ-4, 30ГДС-1, 100ГДН-3), от которых и вышла рекордная для бытовых систем восьмидесятых годов чувствительность — 91 дБм. Был обеспечен более широкий частотный диапазон с небольшой неравномерностью и малыми искажениями.

Почти одинаковые акустические системы выпускали два завода: «Корвет» (Океанприбор, Ленинград) и «Кливер» (Красный Луч, Таганрог). Комплекты динамиков, конструкции и схемы для моделей были одинаковыми, однако в Таганроге комплекты динамиков изготавливались и для акустики. Сейчас вложений в электронику практически нет. Прибалтика перешла на дешевые модели западного образца, принятые без малейшего энтузиазма у меломанов в СССР.

75АС 065
75АС 065

Почему-то в России традиционно не доверяют качеству отечественной электроники, потому что производство практически умерло. На рынке есть Новосибирская (Ноэма) и Гагаринские динамики (Смоленская область, ОАО «Динамик»), сохранившие достаточно широкий ассортимент отечественных акустических систем.

Интересная акустика СССР

Меломаны отметили акустическую систему 25АС-033 «Электроника», которая приятно удивила. Акустика такого плана обычно стоит дорого на ретрорынках. Корпус абсолютно герметичен, рамка баса металлическая.

Электроника 25АС-033
Электроника 25АС-033

Шпон отличного качества, без косяков. Все детали идеальны и на своих местах. Качество акустики 25АС-033 «Электроника» вполне сравнимо с «Эстонией-21» или 35АС-1, созданными в 1980 году. Во всяком случае, колонки «Амфитон» не идут вообще ни в какое сравнение.  Ленинградский завод показал в этом изделии свою настоящую высоту.

Меломаны СССР, но и в наши дни выражают восторг от акустической системы «Амфитон», считающейся редкостью и гордостью бытовой техники, несмотря на то, что ей уже более тридцати лет.

35АС-211 Амфитон
35АС-211 Амфитон

Динамики работают отлично, звук мягкий, неповторимо объемный. Технические характеристики ничем не отличаются от заявленных. При относительно небольших габаритах и ​​выходной мощности на динамик в 25 Вт это просто потрясающе. Пользователи утверждают, что пиковая мощность этой акустической системы составляет 90 Вт. Интересно, что здесь присутствует настоящая «фишка» советской промышленности — высокочастотные изодинамические излучатели, что помогает добиться хороших показателей на высоких частотах. Естественно, эта акустическая система дополняется наличием воспроизводящего оборудования и усилителей.

амфитон обзор
амфитон обзор

Советские усилители

Устройство для увеличения силы тока с помощью специальных устройств — электронных ламп или транзисторов — представляет собой электронный усилитель. Таким образом, электрическая проводимость изменяется посредством управляющего сигнала, усилители действуют как бы выключая или включая ток, пропуская его через себя. Даже при слабом управляющем сигнале тока достаточно для срабатывания детектора или воспроизведения звука. С 1985 года усилитель «Электроника 50У-017С-1» выпускался на казанском НПО «Элекон», где в связи с конверсией выпускались персональные компьютеры высокого класса и стереопроигрыватели.

Электроника 50У
Электроника 50У

Усилитель 50У-017 имеет систему релейной защиты от перегрузок, что дает возможность работать с двумя парами акустических систем, при этом любую можно отключить. Есть индикатор выходной мощности — двухуровневый. Также усилитель «Электроника» содержит переключаемую громкость и отключаемый блок тембра. Есть фильтры для инфранизких частот и высокочастотного шума. Довольно хорошо и долго служил меломанам в различных ВИА по стране, отзывы в основном положительные.

Акустика Романтика

С 1986 года на заводе Шевченко в Харькове выпускаются акустические системы 25АС 121 «Романтика» и 50АС-105, практически одинаковые, кроме лицевой панели. Эти колонки могут служить как напольными, так и полочными (что более проблематично). Огромные и тяжелые, несмотря на это мощность и чувствительность не на высоте. Часто были проблемы с низкими частотами, если громкость прикрутить.

усилитель романтика
усилитель романтика

Ставить на пол или на подставку не рекомендуется — бубнят, под АС нужны специальные резинки, или шипы, тогда эти неприятные моменты заканчиваются. «Романтика» отличается годом выпуска: 1989 — первые, еще фанерные, звучали прилично, но после 1991 стали намного хуже.

акустика Вега 50ас 106
акустика Вега 50ас 106

Задняя стенка съемная, корпус из ДСП толщиной 16 миллиметров, а передняя панель из фанеры, 18 миллиметров. Динамики расположены по центральной оси, спереди вся акустическая система защищена пластиковой накладкой, а под накладкой динамики защищены металлической сеткой.

Советские динамики для автомобиля

Автолюбители, считающие себя «гурманами» звука, как ни странно, очень заинтересованы в приобретении именно старой советской радиоаппаратуры. Советские акустические системы все чаще ищут на сайтах объявлений и покупают. Стоит, кстати, не так уж и дешево, да и цена не во главе угла.

динамики 50 ГДН
динамики 50 ГДН

Обладает многими привлекательными качествами, в первую очередь чистотой и мощью. В советских акустических системах источник сигнала и усилители выполнены качественно, и при их замене на другие, даже импортные модели, отчетливо ощущаются потери. Хороший вариант — советские колонки 35 ГДН, образец, можно сказать, готический, да и рядом с китайской бытовой радиоэлектроникой они не валялись.

35 ГДН
35 ГДН

Помимо звука, о котором вы мечтали, они замечательно вписываются в интерьер абсолютно любого автомобиля. При использовании любых колонок — советских или китайских — коробка нужна обязательно. Большие советские динамики расположены, конечно же, сзади, в багажнике, в полке, только фазоинверторы надо вывести.

Советская акустика для автомобиля не предназначена, а потому придется провести некоторую доработку. Это зависит от случая. Может потребоваться дополнительный монтаж твитеров + фильтр.

Похожие сообщение