В нашем стремительно-звуко-меняющемся мире Hi-End, где новые бренды появляются, почти каждый месяц, приятно видеть-слышать нечто новое совсем эксклюзивное.
Оглавление:
Коаксиальная акустика ЗМ-6.5 «СТАВ»
Тем не менее, на протяжении своего долгого пути звука я искал акустику не только в золотом соотношении цены-качество, но и с отличным качеством построения звуковой сцены.

Перебрав много тыщ пар многополосной акустики, у которых в большинстве АС распадается вся сцена. Я постоянно приходил к широкополосной и коаксиальной акустике. И относительно недавно (3 года назад) остановил свой выбор больше в коаксиальной теме.
Было у меня увлечение Tannoy, но ценник был неадекватным, ведь новые колонки стоят космических денег, а бу и винтаж не все нравятся по звуку то баса не хватает, то высоких не слышно, а многие вообще плоские по звуку как радио моей бабушки.
Ретро-корпуса Танной тоже меня не впечатляли ни по звуку, ни по дизайну.
И вот уже 3 года как я проектирую и внедряю свои наработки и опыт с другими более лучшими коаксами, причем весьма успешно.
Было использовано множество подходов к проектированию акустики на коаксиальных динамиках. Про преимущества конструкции динамиков с точечным источником звука, которую обеспечивают коаксиальные динамики и АС я уже не раз писал на сайте ЗМ и говорил на канале.

На изображении выше я представляю колонки ЗМ-6.5 «Став». Это модели с коаксиальным динамиком 16,5 см размера (6.5 дюймов), которые будут использоваться в этой статье.
Я слушаю колонки на коаксиальных динамиках, как профессионально, так и в личных целях, уже более 3 лет, и, хотя за это время я слышал множество других классических моделей, но в звучании коаксиалов есть что-то одновременно уникальное и комфортное. Это не значит, что эволюция коаксов застыла на месте. Вовсе нет.

Постоянная эволюция позволила двухполосным коаксиальным динамикам достичь новых высот в качестве звука, а также расширить спектр потенциальных применений. Но эти изначальные принципы были настолько «правильными», что они актуальны и сегодня по более адекватному ценнику (конечно не Танной и КЕФ).

А ведь коаксиальная конструкция динамиков обладает несколькими неотъемлемыми достоинствами. Наиболее очевидным из них является поистине точечное излучение звуковых волн, что обеспечивает фазовую когерентность, недостижимую другими многополосными способами.

Проблема многополосной акустики
В обычных многодрайверных системах звук исходит из разных физических плоскостей и положений, что делает внеосевой отклик довольно изменчивым – сцена распадается. Это осложняется еще тем, что фильтр распределяет разные части одного и того же звука по разным физическим динамикам, что неизбежно разрушает целостность волнового фронта, принимаемого в точке прослушивания.

Представьте, например, звук инструмента, играющего одну музыкальную партию, воспроизводимый через типичную 2 или 3 полосную акустическую систему. Часть звука, включая многие основные частоты, будет обрабатываться НЧ и СЧ-динамиками, а часть звука — ВЧ твитером.
НО проблема в том, низкочастотные основные частоты будут иметь гармоники, значительно превышающие диапазон НЧ/СЧ-динамика, которые передаются на ВЧ (твитер).

Однако, спектральные элементы одной и той же ноты воспроизводятся двумя совершенно разными динамиками и достигают ваших ушей в разное время из-за разного положения динамиков. Это нарушает абсолютную фазовую когерентность и создаёт разные эффекты в разных аксиальных положениях.

При использовании истинно точечного источника звука временные и фазовые различия между гармониками по обе стороны от области кроссовера практически отсутствуют.
Впрочем, баланс между основными частотами и гармониками, как правило, более точный, не только по оси, но даже вне оси, где многие слушают большую часть времени.

В коаксиальных колонках ЗМ обеспечивается тесная физическая интеграция высокочастотных и низкочастотных динамиков, что обеспечивает когерентную и линейную фазовую характеристику. Это, в свою очередь, позволяет использовать более простой кроссовер, обеспечивая ещё более высокие звуковые преимущества.

Давно известно, что сложные кроссоверы, пытающиеся обеспечить фазовую
синхронизацию и другие элементы управления, устойчиво и негативно сказываются на прозрачности звука.
Что внутри?
Корпус фанера 18-20мм (береза), тип корпуса ТЛ – трансмиссионная линия + рупор, очень сложный внутри корпус, который занял много времени на проектирование и доведение для лучшего звучания низких частот.

Также внутри на стенках демфер, STP маты, применил внутри акустический кабель Audioquest Sinemaquest X-2, советую его всем тем кто меняет проводку внутри колонок. Всё же авторская акустика рулит!
А внешне я опять применил шпон дуба + масло-воск, задняя панель покрашена в черный цвет – это сделано для уменьшение стоимости акустики.

Прослушивание/впечатления
Итак, хватит теории, как же на самом деле звучат коаксиальные колонки ЗМ-6.5 «Став»? Одна из причин, по которой я полюбил коаксы, — это не только великолепная сцена, но их вокальное воспроизведение. Если у вас чувствительные (к фазовым и другим искажениям) уши, вы знаете, что человеческий голос может стать настоящим испытанием для Hi-Fi-системы.

Если же этот голос вам знаком, вы понимаете, что лишь немногие системы способны точно его воспроизвести (в том числе и те, которые требуют кредита). Отчасти это связано со сложной гармонической структурой человеческого голоса, особенно при исполнении музыки с широким диапазоном.
«Ayo — Down On My Knees»
Кроме того, хороший голос обладает определёнными динамическими характеристиками, которые легко искажаются Hi-Fi-системой. Коаксиальные динамики (даже на скромной громкости) когерентны по фазе и хорошо передают вокал и голоса.

Вокал как он есть
Пелагея на этих АС звучит как Пелагея. Линда звучит как Линда. Особенно динамичный и выразительный голос, такой как Caro Emerald, воспроизводится с таким присутствием и чёткостью, который не могут достичь многие значительно более дорогие многополосные системы.
И эта согласованность выгодна не только вокалу.

«Arkhangelsk — Erik Truffaz»
Инструменты с их сложными гармониками, такие как духовые и струнные инструменты высокого регистра, также воспроизводятся с натуральной выразительностью. Впрочем, это качество сохраняется и ощущается даже при широком аксиальном отклике.

Вы можете свободно перемещаться по комнате, продолжая наслаждаться великолепным звучанием этих колонок.

Динамику также обрабатывают очень хорошо – «Happiness Is Easy 12 Mix»
Это важная область. Аппаратура и кабели, которые плохо справляются с динамикой, фактически вносят особенно заметные на слух искажения. Ненавижу слово «быстрый» в контексте аудиообзоров (компоненты не должны быть быстрыми, медленными или какими-то ещё — они должны быть точными), но тем, кто постоянно этим словом пользуется, понравится звук данных коаксов. Полагаю, это отчасти заслуга простого кроссовера, но послушайте хорошую запись Yello — Resistor, а затем на чём угодно ещё, и вы поймёте общую картину.

«Love Is Gone — David Guetta, Joachim Garraud & Chris Willis»
Кстати, АС получились больше под рок и поп, chilout, ambient музыку, а затем немного джаза, да именно так и никак иначе.
АС хорошо воспроизводят динамику
На самом деле, здесь есть занимательный парадокс. Послушайте Black Uhuru — Chill out в течение определённого времени, а затем послушайте этот трек или свой любимый на обычных многодрайверных акустиках, и что-то покажется не так, каким бы впечатляющим ни казался звук многодрайверной системы.

«Joe Jackson — Cha cha loco»
Но для меня в коаксиальных системах всегда будет нечто особое. Если вы не знакомы с этим звучанием, я бы посоветовал вам взять пару и послушать и вы откроете для себя естественность, живость и слаженность, которых вам, возможно, не хватало все эти годы.
Сравнение коаксиальной акустики с многополосной
Сравнение с B&W 704 (цена 110 000 руб) было обязательным
Это были многополосные колонки среднего уровня по форме и габаритам эквивалент ЗМ-8.

«16 Horsepower — Brimstone rock» — FOCAL тестовый диск»
Замена бивней на коасы на тех же самых позициях и треках принесла прирост воздуха и прозрачности, более собранный звук с таким же количеством баса и в некоторых треках даже больше инфра НЧ. Создавалось впечатление компетентности.

Впрочем, у ЗМ-8 больше теплоты и прозрачности звука, и в целом сцена не распалась. B&W 704 неплохи, но коаксы намного лучше.
«Mean Streak — Charlie Hunter & Leon Parker»
У многополосов все обзоры на сайтах про звуковую сцену и какая она, а с коаксами такого нет она есть и всё тут — не надо вслушиваться!

ИТОГИ
Реальным конкурентом для пары ЗМ-8, конечно же, являются напольные колонки большей цены, но гораздо большего размера. Это очень конкурентная область, и при заданном бюджете напольные коаксиальные колонки будут весьма привлекательны.

Однако коаксиальная акустика — это довольно эксклюзивный звукопродукт, позволяющий Hi-Fi-системе быть незаметной, а не доминировать в комнате. Эту иллюзию звука из ниоткуда нельзя недооценивать, не говоря уже об эстетических соображениях, всё же натуральный шпон лучше, виниловой пленки под дерево и прочего дешевого материала, который недолговечен…

С чисто музыкальной точки зрения АС также весьма привлекательны, особенно для поклонников рок, поп и электронных композиций: их главное преимущество перед другими колонками — очень низкий уровень окраски звука благодаря не только динамикам, но и жёсткому, но очень сложному внутри корпусу + естественность частот и точная 3D звуковая сцена без вслушиваний и прочего.

Глубина низких частот также радует, в этой степени они могут потягаться с более дорогими напольными колонками. В этой цене их будет сложно превзойти, а если у вас появилась комната больше 20м2, то сабвуфер всегда можно добавить позже или купить коаксы на 12 дюймов.

Данные коаксиальные колонки — это ещё один оригинальный и экслюзивный образец hi-fi-акустики — если ваша техника и кабели соответствуют, то колонки ЗМ-6.5 «Став», безусловно, заслуживают достойного рассмотрения среди более традиционных конкурентов.




