Когда аппаратура плохо играет, мы не можем усидеть на месте, у нас есть некоторая нервозность, чтобы получить что-то из техники — мы инстинктивно тянемся к «регулятору» и прибавляем громкость. Мы сразу же получаем мощь, у нас внутри сразу появляется всплеск эмоций, что-то происходит. Нами овладевает:
Оглавление:
Высокая мощность аудиоаппаратуры
Это мало что дает, но мы можем проявить свое присутствие в мире — по крайней мере, соседи могут нас слышать. Наделать много шума — это тоже способ продать плохую звуковую технику, к сожалению, часто эффективный.
Интересно, что когда у нас есть высококачественное оборудование, мы слушаем его все тише и тише, потому что такая звуковая техника звучит одинаково точно независимо от того, установлено ли оно на низкий или громкий уровень.
Просто нет необходимости увеличивать громкость, потому что это ничего не улучшает.
Всё же когда звуковая аппаратура громко работает, это впечатляет, нас впечатляет мощь, нам не хватает мощи.
Трудно представить, как далеко могут зайти рекордсмены в этой области — особенно рекордсменов автозвука.
А теперь представим на время
Звуко-случай № 1
Действие происходит в жилом массиве. Мощная аппаратура — 2-х метровые колонки с солидным моноблочным усилителем, вертушка, ЦАП. Когда эта аппаратура начинает играть, её слышно на много метров вокруг. Интенсивность звука в комнате составляет около 120 децибел, что близко к повреждению слуха. Все трясется, стены двигаются. Репертуар: Рок, Металл, Поп.
Качество звука в обычном понимании здесь не имеет значения, здесь имеет значение движение, вибрация, сила удара. Единственные возражения к системе, которые есть у владельца — «что нужно сделать, чтобы было больше баса»
Кстати, слушать можно только днем, потому что в другое время соседи протестуют.
Звуко-случай № 2
Здесь можно сказать, что по сравнению со случаем №1 мы имеем дело с королем силы звука.
У короля есть недавно построенная специальная комната для прослушивания площадью около 55-60 м2 с профессиональным демпфированием, поэтому он может слушать, когда захочет, днем и ночью. Особенно это важно ночью, потому что тогда есть время послушать после работы и тогда, главное, аппаратура лучше всего играет ночью.
Аппарат мощный и высококлассный во всех отношениях.
Репертуар: джаз
Точный звук, масштабированный по размеру. Контрабас может достигать размеров полутора этажей. Короче, не стоит рисковать слушать сразу после ужина. Голоса вокалистов поддерживают слушателя в кресле. Сильные удары барабана создают впечатление землетрясения.
Я уже вижу мысленным взором, как некоторые люди, читающие это описание, думают: ЭХ, я бы хотел иметь что-то подобное дома. Ну, не каждый может быть королем звука. В качестве утешения этим читателям я рекомендую более невинные формы звуко-порнографии, к тому же более доступные.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ в ЗВУКЕ
Теперь мы сталкиваемся с областью менее вопиющих аберраций, но требующих более сложных аргументов для доказательства их патологической природы.
Гиперреализм звука
Точнее, гиперреализм ограничивается лишь отдельными элементами звуковой сцены.
Например, чрезвычайно реалистичная прорисовка тарелок в барабанах, появление звуков, которые вы обычно никогда не услышите: какие-то колокольчики, новые инструменты и даже голоса. В любом случае, эти звуковые эффекты, которые ставят в тупик владельца среднего звукового оборудования, потому что он не понимает, что такие элементы содержатся в записи, которую он прослушал сотни раз. На этом основании владельцы таких систем начинают пропагандировать, что их звуковая стереосистема лучшая в России, а может и в мире.
Такие чудеса особенно сильно достигаются неутомимыми комментариями на форумах. Они хотят упомянуть, что только у них такие супер-комплектующие в акустике, усилителе, ЦАП, вертушке и т.д.:
- лучшие АУДИО конденсаторы,
- лучшие АУДИО резисторы,
- лучшие АУДИО разъемы,
- лучшие АУДИО блоки питания,
- лучшие АУДИО микросхемы,
- лучшие АУДИО трансформаторы,
- лучший АУДИО кабель и Бог знает что еще.
Во всем этом движении Великих Модификаторов форумов нет ничего плохого, потому что производители сами по себе не святые. Нет ничего, что нельзя было бы сделать лучше. Но часто бывает так, что после вставки более качественных элементов что-то улучшается, а целое деформируется. Да, по этому поводу появляются ранее неслышимые звуки и исчезают другие, многое деградирует, например, мужские голоса звучат как женские и т.п.
Эффект замены конденсаторов в ЦАП, усилителе, акустике
Постоянно имею возможность наблюдать-слушать-тестировать, что происходит после замены конденсаторов в ЦАП и эффект каждый раз был разный. В некоторых случаях — повышение информативности и разрешения, но при этом плоский звук без пространства, отсутствия пропорций, в некоторых случаях наоборот, всё всегда по-разному. Всё это можно исправить, но необходимы дополнительные изменения во всем устройстве.
Во многих случаях лучше оставление без дополнительного правильного вмешательства дает зрелищный эффект (я имею ввиду новая техника), потому что, с одной стороны, производителю лучше и виднее, а с другой стороны, если смотреть на него в целом, нам хуже. Не успех, а фактически провал.
Звуко-случай №3
Однажды я участвовал в очень тщательно подготовленной презентации производителя акустики. Большие колонки. Там все было на своих местах, характер треков сохранился на 100%.
Точности я никогда не слышал ни до, ни после. Количество информации буквально захлестывало слушателя, невозможно было все осмыслить. Это было похоже на наблюдение звуков под микроскопом. То, что зал был бы маленьким и с большего расстояния, звучало бы более естественно, но авторы звуко-шоу хотели показать, каковы возможности таких невероятно дорогих колонок. Возможно, стоит добавить, что вся система, управляющая АС, приводилась в действие большими усилителями+ЦАП, содержащими неизвестно что.
Примеры от дешевого до дорогого ЦАП
А ведь дешевый внешний ЦАП, скажем, до 6000 руб, предоставляет лишь малую часть звуко-информации с компакт-диска. Что вы можете сделать, чтобы ЦАП звучал нормально? Проще всего акцентировать важные для слуха частоты: немного от высоких, что-то от середины, усилить басы.
Он прекрасно сочетается с компо-колонками на столе, и у нас уже есть эффект ВАУ! Это ЦАП который приятно слушать на среднем оборудовании. Однако, когда мы подключим тот же ЦАП к высококлассному оборудованию, мы сразу же услышим все его недостатки, а сравнив с ЦАП за 19 000руб, будем разочарованы упрощениями звука и неразборчивостью деталей, звуковой сцены и т.д.
На рынке аудио-техники есть масса звуковых продуктов, которые манипулируют звуком, чтобы создать хорошее впечатление такого крутого звука, независимо от правды, это касается всех продуктов, включая кабели и фильтры питания. Даже в дорогих устройствах можно встретить такую практику.
Дешевая техника — дешёвый звук
ДА звуковые устройства эффектно маскируют недостатки и работают лучше для дешевой техники, чем те дорогие звуковые устройства, которые безжалостно выявляют любые недостатки. Многие люди влюбляются в такую аудиотехнику и остаются с ними.
Лишение неудобных звуковых элементов внутри, труднопередаваемых четко, вставка прикрас, улучшайзеров, темброблока, подчеркивание избранных звуков создает впечатление звуковой прозрачности, хотя и достигается ценой потери другой звукоинформации, не говоря уже о том, что музыкальное содержание произведений полностью искажается.
Например, классическая музыка полностью теряет свой глубокий смысл, становится набором звуков и не более того. Такие обработки создают видимость чистоты звука, его ясности, завораживают техническим совершенством на бумаге – с массой цифро-параметров, но «убивают» музыку напрочь. У меня есть хороший пример из жизни, к чему может привести слепое стремление к совершенству.
Человек строил систему годами, пока не пришел к действительно хорошему звуку. Однако, им преобладало желание сделать аудиотехнику еще лучше. Он выделял на это немалые денежные ресурсы, тщательно собирал и шел по пути исключения информации в пользу чистоты. Он пошел дальше и через несколько лет звук стал клинически чистым. В звуке нет ни крови, ни мяса — остался только скелет.
Неестественность звучания бьет в глаза (в уши) с самых первых секунд прослушивания музыки. Изменения, которые он производил, были постепенными, он к ним привык и даже не замечал, когда доходил до абсурда. И у него был действительно хороший звук ДЛЯ НЕГО.