Всё о сабвуферах. Советы начинающим и имеющим саб

kharma-ceramique-sub-2
настрой свой сабвуфер

 

Левчук Александр Николаевич
Левчук Александр Николаевич ©

У вас есть сабвуфер, но вы не можете его настроить?

Тогда  читай данную статью и просвещайся!

Сабвуфер это  немаловажный компонент домашнего кинотеатра (ДК), без него настоящее погружение в действие кино было бы невыполнимо.

1776200791288307955_big
купить сабвуфер просто

Поговорим о сабвуферах – «непонятные ящики, которые обычно громыхают так, что дом просто ходуном ходит» (это слова отдельных жён).

Давайте разберемся, что же такое вообще сабвуфер?

Сабвуфер или же просто саб – это колонка, которая воспроизводит низкие и инфранизкие частоты. Низкими частотами называют,  частоты диапазона от 20 до 400 Гц.

Скажу сразу, что в обычной комнате (до 25 кв.м.) почти невыполнимо получить такой аж в 20 Герц, потому что объём комнаты довольно мал. Вероятно, следом за этим последует такой вопрос: а для чего необходим вообще сабвуфер, раз бас в 20 Гц в комнате никак не получишь?

Ведь, сабвуфер нужен для высококачественного воспроизведения низкой и инфранизкой частоты в условиях обычного помещения.

Конечно, при должной настройке. Кстати, хорошо настроенный саб будет «растворяться» в вашей системе, обогащать её звучание своими низкими частотами.

Сабвуфер_REL_Carbon_Limited
Сабвуфер

Виды сабвуферов или какие вообще бывают сабвуферы

Сабы бывают как активные так и пассивные.

Пассивный саб особой конструкцией почти не отличается от обычной акустики только с разницей, что вместо нужного набора динамиков в нём стоит всего 1, бывают два и более низкочастотных динамика. Между прочим пассивные сабы намного дешевле, но очень сложны в настройке и установке. Отчего, максимальное использование в наш быт вошли активные сабы.

Активные сабвуферы. Он, так же как и активная акустика, содержит внутри своего корпуса встроенный фильтр и усилитель, реже в более дорогих моделях отдельный усилитель.

654_middle
саб купить, легко

Такие сабы имеют регулировку уровня, а также переключатель или регулятор (под отвертку) сдвига фазы, есть входы низкоамплитудные (разъёмы тюльпаны)  и входы высокоамплитудные, а на некоторых и выходы. Имеются и регулятор для среза частоты. Есть также с регулировкой уровня – это, проще говоря, громкость саба. Она нужна для настройки/установки сабвуфера, чтобы он воспроизводил НЧ не тише и не оглушительнее всех других колонок в системе.

Регулятор фазы нужен для согласовывания с другими акустическими системами, ведь активный саб может быть почти где угодно. Естественно, лучше не переключатель, а регулировка, так как он позволит наиболее правильно подстроить сабвуфер, плавно регулировать изменения фазы.

Низкоамплитудные входы нужны для подсоединения к усилителю или ресиверу (такой техники особенно китайского производства сейчас очень много), обладающим специальным выходом на саб — (SUB OUT).

Теперь расскажем о регуляторе среза частоты он действительно важен и нужен для согласования с передними колонками. Регулятор среза частоты может быть быть с фиксированными значениями (много позиций в переключателе) или с плавно изменять частоту среза. Последний наиболее предпочтительней, так как позволит наиболее гибко настраивать сабвуфер почти под любую акустическую систему. При установке этого значения частоты среза звуковой сигнал с частотами свыше этой частоты воспроизводится акустикой, а низкие – сабом. Подобная регулировка бывают и в ресиверах, но может только пригодится лишь для владельцев именно тех сабвуферов, в которых отсутствует эта регулировка.

комплект Электростатическая акустика Final Sound +саб
саб

Высокоамплитудные входы нужны для всех сабвуферов они необходимы для подключения его к усилителю или ресивеа с помощью входов на передние стерео-колонки.

Но ведь, для высококачественной прослушки самых низких частот потребуется очень много энергии. При применении пассивного саба, ваш усилитель/ресивер будет давать много мощности как раз сабвуферу, а другим акустическим системам останутся лишь остатки.

Кстати, в случае же применения активного сабвуфера, ресиверу или усилителю довольно легче работать, так как он способен выдавать всю мощность только на колонки, в то время, как сабвуфер сможет спокойно без напрягов питаться от собственного усилителя.audiophile

 

О разных типах акустического оформления сабов

Сейчас расскажу о акустическом оформлении сабвуферов, оно бывает 4 типов: закрытого открытого, фазоинверторного и Банд-пасс. Впрочем, бывают и некоторые исключения. К примеру, сабвуфер с пассивным динамиком или сабвуфер с лабиринтом.

сабвуфер
сабвуфер

 

Акустическое оформление сабвуфер закрытого типа – это закрытый ящик с динамической головкой, бывают с собственным усилителем и без него. Подобные сабы мало бухают, но у них наиболее ровные частотные характеристики,  но у них раньше возникает спад громкости звука по низкой частоте. Сабвуферы с подобным типом оформления наиболее всего подойдут для применения их в музыкальных системах. Отлично подойдут в качестве музыкальной «подзвучки» для АС в стерео или в ДК 7.1.  Сабвуферы закрытого типа наименее критичны к месторасположению, чем модели с фазоинвертором.

FS18W_foto
Сабвуферы открытого типа

саб1

Сабвуфер открытого типа использование открытого оформления, позволит добиться непревзойдённой реальности в воспроизведении звука, а  образ будет наиболее точен, также Сабвуфер открытого типа максимально достоверней передает нюансы низкие частот исполнительского мастерства в музыке. Таким образом установленные в открытых ящиках и щитах динамики с высоким значением BL особо расчитаны и произведены для установки в открытом ящике (ОЯ) и щиты. Наибольший Mq позволяет подобным динамикам не зависеть вообще от оформления, такие динамики могут работать как в малых щитах, так и в любом подобном или другом оформлении.

Акустическое оформление банд-пасс В подобном сабе динамики размещены в ящике, а звук выходит из особого отверстия.

Band_Pass_6A
Акустическое оформление банд-пасс

Различают сабы:  шестого порядка и четвертого порядка, так называемый BandPass 6 – применяется два «фазика». Такие сабы обладают очень сложной конструкцией изготовления. Но на выходе мы получим довольно глубокий и крепкий бас, а не стучание молоточком по шкафу, как в большинстве недорогих коробов и сабов. Для расчета такого корпуса 6 порядка и правильных его размеров я предложу не гадать, а пользоваться особыми программами для BandPass 6 нужного расчета.

Сабвуфер четвертого порядка, так называемый BandPass 4, наиболее сложный тип корпуса для саба, требует правильных расчетов. Материалов самого высокого качества и прекрасной изоляции. Восполняются эти минусы большим уровнем КПД. В таком корпусе 4 порядка, динамик внутри целиком, а бас распространяется сквозь тоннель, это позволит разместить такой саб BandPass 4 где угодно.

22
Сабвуфер четвертого порядка

Акустическое оформление сабвуфера фазоинверторного типа. Тем не менее большинство сабов располагают фазоинверторным акустическим оформлением. Такое оформление позволит сабвуферу озвучивать наиболее широкие диапазоны частот, нежели в корпусе уже закрытом.

Расположение фазоинвертора и динамической головки.

Есть немного вариантов:

  • динамик и «фазик» на лицевой панели;
  • динамическая головка на лицевой панели, а «фазик» обращен в пол;
  • динамическая головка в пол, а на лицевой панели фазоинвертор и прочее.

Бывают также модели с 2-мя и более динамическими головками. Конечно, любой из вариантов имеет свои минусы и плюсы, а также установку.

Давайте же рассмотрим подробнее.

244961_00_big
Динамик и ФИ на лицевой панели

Динамик и «фазик» на лицевой панели. Подобные сабы советую любителям взрывного, могучего баса, которые порой могут пожертвовать правильностью и ровностью «частотки». Данный саб можно ставить и устанавливать почти впритирку к задней стенке, но главное, не надо ставить сабвуфер в ниши, в противном случае будет чрезвычайно сильный гул на самой низкой частоте. И ещё: при довольно большой громкости вероятен шум выходящего воздуха из фазоинвертора.

186806z55
Динамическая головка на лицевой панели, а ФИ обращен в пол

Динамическая головка на лицевой панели, а «фазик» обращен в пол. Эта противоположность предшествующему типу, наиболее приближенная к сабу с коробом закрытым. Различается наиболее прямолинейной «частоткой», но он не даёт подобных «ударных» басов, как предшествующий вариант.

Из всех фазоинверторных типов сабов советую для музыки собственно этот вариант. Тем не менее подобный сабвуфер нельзя установить совсем близко к стене, так как в данном случае будет досадное гудение и бубнение на низкой частоте.

 

Динамическая головка в пол, а на лицевой панели фазоинвертор, также как и в случаях, когда динамик в пол, а «фазик» на лице – это промежуточный вариант подобных сабов, которые были разобраны выше. Такие сабы совмещают плюсы первого (могучий бас) и второго (наиболее ровная «частотка»), но, к сожалению, он не так хорош,  как предшествующие два типа. Причем, с плюсами, унаследованы и несовершенства: не советую ставить очень близко к  любой стене, причем у варианта с фазиком на передней панели на высокой громкости также может быть слышен неприятный шум воздуха из фазика.

 Остальные типы сабвуферов

i
сабвуферы с пассивным динамиком

Помимо вышеназванных типов сабов, бывают также сабвуферы с пассивным динамиком (или пассивным излучателем) и с лабиринтом акустическим. Пассивный динамик или излучатель – это динамик, но только уже без магнита, просто сам диффузор на корзине закреплен на корпусе саба. Причем, подобная схема употребляется для уменьшения плохого, отрицательного эффекта шума воздуха который выходит из фазоинвертора, но, данные сабы очень редко появляются в продаже, причем они еще и довольно дорогие.

jahik 10
акустический лабиринт

вторая схема – это акустический лабиринт – это как продленный фазоинвертор, причем свёрнутый внутри корпуса саба для повышения длины тоннеля фазика, таким образом, позволяет снизить самую нижнюю граничную частоту (это та частот, ниже которой саб уже не воспроизводит бас).

image018

Стоит заметить, что производство подобного акустического оформления довольно дорого, значит, стоимость такого сабвуфера тоже большая.

 Выбор сабвуфера

Покупка. При выборе саба нужно исходить из очень многих факторов: стоимость саба, площадь прослушиваемого помещения, возможное, предполагаемое расположение саба, звуковые пристрастия, частотный диапазон, а также предельное звуковое давление, нужно также саб одной фирмы с другими вашими акустическими системами.

4
сабвуфер

Хорошие сабвуферы начинаются от 10 000 рублей. За эту стоимость Вы получаете,  неплохой бас верхний и средний, но не ожидайте, что такой саб способен озвучивать зал в 40 кв.м. Ему будет хорошо в комнате 10-20 м2.

Сабы свыше 20 000рублей – предназначены для «озвучки» больших площадей, аудиофилов и меломанофилов . Что же до мощности, то нужно учесть, что чем она выше, тем лучше, все же не стоит помещать в «малогобаритную однушку» метровку 1 киловаттный саб. Нужно также учесть расположение сабвуфера в прослушиваемой комнате.

Существует общая рекомендация: неплохо ставить саб вдоль стенки длинной, причем подальше от угла. Все-таки, на практике далеко не всегда так. В подобном случае держитесь тех советов, которые даны к любому типу сабов.


Диапазон «частотки» можно считать хорошим, если нижняя граница было бы хорошо хотя бы 60 Гц.

Для недорогого сабвуфера это неплохо. Чем меньше нижняя граничная частотки, тем намного больше баса Вы получаете.

сабвуфер Ultimate SYM5
сабвуфер

А вот за верхней границей не надо гнаться, т.к. частота 350-2000 Гц будут озвучивать Ваши колонки. Даже лучше, если у саба полоса частот будет очень и очень ограниченной, тем лучше ему и качественней он способен воспроизводить  этот самый бас. Наибольшее звуковое давление лучше от 100 дБ. Опять же, чем выше данная цифра, тем оглушительнее будет сабвуфер. Также учитывайте при выборе саба, это число регулировок и способ их выполнения. Советую устремить внимание на то, чтобы были плавная регулировка уровня так называемая (LEVEL), частота среза (FREQUENCY) и регулировка фазы (PHASE).

У дешевых сабов последний регулятор в виде переключателя состоящего из двух позиций. В сабах высшей и средней ценовой категории имеется также переключатель музыка/кино, который позволит немного подкорректировать частотку под тип фонограммы. Если такой есть – это хорошо, нет – не беcпокойтесь.

Сабвуфер REL
Сабвуфер

Подключение: Любой сабвуфер должен подключаться или по низкоамплитудным, или по высокоамплитудным входам.

Если подключаете по высокоамплитудным входам, то нужно подключать к усилителю или 5.1 ресиверу на разъёмы именно для второй пары колонок (конечно если усилитель такое позволяет).

Если подключаете по высокоамплитудным выходам, то допустимо следующее подсоединение: от выходов на переднюю пару ресивера (фронты) сигнал идёт на саб, где низко частотный сигнал отсеется и воспроизводится с помощью саба, а средние и высокие частоты идут на фронтальные колонки. В данном случае усилитель саба будет бездействовать.

51_0
панель сабвуфера

Подобное включение применяется довольно редко да и то в тех случаях, когда подсоединение по входам низкоамплитудным или невыполнимо, или даёт плохой результат, а так же в случаях, если сабвуфер у вас пассивный.

При подсоединении по входам низкоамплитудным применяются пара RCA разъёмов с отличительной пометкой SUB OUT или PRE-OUT (это будет одно и тоже).

Если встречается лишь один выход с ресивера/усилителя, то подсоединение совершается лишь в разъём левого входа (с пометка L (MONO)).

Также выходы низкоамплитудные необходимы для подсоединения второго саба.

 

Выводы: Так какой же требуется именно для вас сабвуфер?

  1. Доступный Вам и вашему кошельку.
  2.  Лучше той же фирмы, что и другие Ваши колонки. Также надо учесть площадь самого помещения,  а также предполагаемое расположение саба и естественно, Ваш вкус.
  3. Запомните: к посторонним мнениям можно немного прислушаться, потому что в результате слушать сабвуфер и пользоваться только Вам.

Успешной Вам покупки и настройки любители баса!

Я надеюсь, статья «Всё о сабвуферах» была интересной и помогла кому-то. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВКЮтубОдноклассники

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Похожие сообщение

16 Replies to “Всё о сабвуферах. Советы начинающим и имеющим саб”

  1. У меня сейчас активный саб в обратно нагруженном рупоре 8″. Очень высокий КПД. Динамику пойму когда закончу.
    Думаю еще сделать саб на ЧВ. И когданибудь обязательно ЗЯ с корректором Линквица и усилением по схеме ланзар на два канала (стерео НЧ звено).

    1. Григорий, активный саб — это хорошо, у меня 2 таких саба в кино 5.1 работают довольно неплохо, сам делал активный саб в обратно нагруженном рупоре ?

  2. Не знаю как бэкхорн звучит, но ЧВ играет шикарно. Был изначально ЗЯ без всяких корректоров, играл хорошо, но комнатные моды на 38Гц просто убивали звук. Поставил ЧВ, и моды практически не заметны и что самое главное, бас присутствует на любом уровне громкости и при этом одинаково играет. Единственное что ЧВ не любит, так это большую громкость, точнее он не любит домашние длиноходы. Думаю если сделать ЧВ на 18″ лапухе, то звук будет просто убийственным(особенно для соседей).))

Comments are closed.