«Свой звук» — Вадима Халиуллина!

динамик широкополосный в Grande Maestro

динамик широкополосный в Grande Maestro

Свою звуковую систему я строил постепенно, на собственных идеях и понятиях. Тем не менее, все работает и приносит мне радость и удовольствие — а это её основное реализованное качество. Отмечу сразу, что общая концепция системы находится слегка не в русле общепринятых трендов.

В моей коллекции порядка 3 сотен виниловых пластинок, то что собрано за время личного существования и по большей части давно. Потребляется нечасто, больше фетиш.

Рабочая коллекция — в цифре, порядка 25 тыс. треков на системном диске и бэкап — на сетевом хранилище. Форматы от lossless до образов SACD. Lossy остались только телефоне.

Статья на Конкурс №2 «Расскажи о Своём Звуке»

Вертушка — простая JVS, голова — GRADO. Установлена на полке из стекла 10 мм, закрепленной на стене, т.е. акустически развязана с прочими аудио компонентами. Фонокорректор — транзисторный, выполнен по заказу.

Усилители и акустика — 2 стерео комплекта: Эстония 010, и Орбита 002 с акустикой Magnat, обеспечивающих 4-х канальный звук. Усилители отрегулированы и подвергнуты доработке, используются только блоки усилителей мощности.

Прочие компоненты — системный блок с аудиокартой Asus Xonar; телевизор, имеющий подключение к ПК в качестве 2-го монитора; роутер; сетевое хранилище 3 Тб; сетевой стабилизатор. Межблочные провода вполне приличные. Операционная система ПК — Linux Ubuntu. Рабочее место организовано сбоку, однако клавиатура и мышь — беспроводные и управлять системой можно из любого места.

apparatura for lossless
Фото 1. Пульт управления, Фото 2. Вид с дивана

Все компоненты установлены на специализированной мебельной конструкции, выполненной из натурального дерева. Акустика расположена в одну линию, что не совсем правильно. Крайние колонки должны быть выдвинуты вперед, но это не позволяет конфигурация помещения. Размещать тыловые колонки позади слушателя не имеет смысла — как-то не принято слушать музыку, находясь внутри оркестра.

Колонки стоят на самоклеящихся фетровых опорах. Ранее для этого применял следующее решение:

Для одной колонки 2 шт. ламинированной ДСП 300х300. У первой верхней плиты ближе к углам сверлил отверстия примерно 2 мм, в которые плотно заворачивал саморез 25 мм, чтобы торчал с другой стороны. Ставил остриями на 2 нижнюю плиту и отмечал места контакта саморезов. Толстым сверлом аккуратно снимал ламинирующее покрытие в отмеченных местах, а с нижней стороны приклеивал самоклеящуюся демпфирующую опору. Сверху ставим верхнюю плиту остриями вниз, а на получившуюся конструкцию — колонку и все готово, можно установить на пол, тумбу и т.п.

Легко можно догадаться, что эта конструкция успешно заменяла конуса. Забавно, что многие любители качественного звука, являющиеся владельцами конусов, подкладывают под острия монетки или металлические шайбы чтоб не поцарапать пол. Это типа как купить билет на самолет и не полететь.

Четырехканальная система имеет ещё очень полезный для улучшения качества звука эффект — в связи с тем, что АЧХ стереопар не совпадают, пики одной пары попадают на провалы другой и происходит эффективное сглаживание суммирующей характеристики.

В самом деле обе пары играют по отдельности неплохо, но когда включаешь их вместе, звуковое пространство как бы распахивается, появляется объем, можно услышать как вокал или солирующий инструмент расположен как бы в воздухе, а сопровождение — амфитеатром позади. Ощущения аналогичны просмотру 3d видео.

В качестве прочего прибамбаса служит программный плеер BINO, который позволяет полноценно смотреть 3D видео на обычном телевизоре или мониторе, разумеется с использованием очков.

Ниже приведу некоторые теоретические и практические предпосылки, обосновывающие конфигурацию моей системы.

Винил постепенно перемещается в предмет интерьера, музейных и коллекционных ценностей.проигрыватель винила Victor

Вот его недостатки:

  •  высокая удельная стоимость (трека, альбома)
  •  подверженность износу
  •  неудобство пользования
  •  потеря качества звука относительно исходной (студийной) фонограммы
  •  одномерная (линейная) звуковая сцена
  •  часто вызывает сомнение цифровая невинность виниловой пластинки. 

Допустим, что у вас 500 пластинок. Прослушивать их все практически нереально, т. е. часть из них просто лежит (стоит) мёртвым грузом. Артефакты при проигрывании (шорох, щелчки) не дают погружения в звук, а напоминают об его искусственном происхождении. Еще вставать надо и переворачивать диск. А если попробовать слушать отдельными треками, то можно нарушить своё душевное равновесие.

Лучше винила концертный зал, не хуже — цифровой стереозвук высокого разрешения. Многоканальный цифровой звук высокого разрешения (система домашнего кинотеатра) лучше предыдущих, но имеет аппаратные проблемы качества (предназначены для кинозвука) и необходимость обустройства помещения.

Я же выбрал 4-х канальный (квадро) цифровой звук, аппаратно состоящий из 2-х полноценных стереосистем. Источником высококачественного сигнала являются записи в форматах DSD и DVDA, из образов которых я извлекаю 4-х канальный flac 24 бит 96 кгц и преобразую в аналоговый сигнал с помощью ЦАПа. К сожалению 4-х канальный аудио формат не является стандартом, звуковые системы отсутствуют в продаже, но легко могут быть построены самостоятельно.

Цифра очень удобна:

  •  не изнашивается
  •  легко передается и переносится
  •  позволяет делиться с другими гражданами
  •  имеет множество вариантов превращения в звук
  •  современные асинхронные ЦАПы идеально превратят ее в аналоговый сигнал
  •  позволяет хранить в виде структурированных библиотек, обеспечивающий быстрый поиск нужного контента и группировки треков по нескольким заданным условиям.

Следует особо остановиться на достоверности звучания цифрового и аналогового способа передачи аудиоданных, а значит вспомнить, что мы гордимся не только А.Поповым, но ещё и В.Котельниковым, который сформулировал и доказал одноименную теорему. Въезжать особого смысла нет, а вот ее следствие: «если максимальная частота в сигнале равна или превышает половину частоты дискретизации (наложение спектра), то способа восстановить сигнал из дискретного в аналоговый без искажений не существует», означает следующее — чтобы передать сигнал без потерь, частота дискретизации должна вдвое превышать максимальную чистоту сигнала и называется частотой Найквиста.

Обращаем внимание — БЕЗ ПОТЕРЬ. Т.е. аналоговый сигнал попадает в некое устройство, превращается там в цифирь, передается в другое устройство и там обратно возвращается в звук, абсолютно идентичный начальному. Первое устройство называется АЦП, второе — ЦАП.

Учитывая, что верхняя граница слышимого диапазона условно составляет 20 кгц, то частота Найквиста составит 40 кгц. Изобретатели CD установили ее 44,1 кгц, что, по их мнению, обеспечивало безупречное качество воспроизведения фонограмм.

Однако опыт (сын ошибок трудных) прослушивания CD принёс ощущение, что всех обманули — CD не играет как винил или лучше, а играет как репродуктор, передающий сигналы гражданской обороны. Некоему гению из американской акустической лаборатории удалось установить причину. Оказалось, что звуки из верхнего неслышимого диапазона (выше 20 кгц) создают звуковые интермодуляции в слышимом диапазоне, т. е. дополнительное звучание, не воспроизводимое CD. Соответственно, CD оказался дефектным форматом для высококачественного прослушивания музыки. Отсюда также следует, что если ваша аудиоаппаратура ограничена диапазоном 20 гц — 20 кгц, то прослушивая винил не стоит пытаться уловить то, чего не может воспроизвести качественный CD.

DSF
Фото 3. Рип с винила Фото 4. Рип с DSF файла

На хорошем виниле верхний частотный диапазон составляет 25 — 45 кгц, т. е. стандартные частоты дискретизации 88,2 и 96 достаточны для преобразований звука без потерь. Если посмотреть на приведенную в качестве примера АЧХ (фото 3.), снятого с винилового диска, с частотой дискретизации 192 кгц, то ясно видно, что большая часть звукового поля не несет никакой информации — пустая. Данная частота избыточна и просто приводит к бесполезному увеличению размера аудиофайла. На картинке также присутствует прямая линия, обозначающая аппаратный дефект устройства кодирования сигнала. Такие линии, а порой еще более значительные артефакты, часто присутствуют на рипах винила, выкладываемых на трекерах. А вот вторая АЧХ (фото 4.) снята для того же музыкального фрагмента перекодированного с частотой 96 кгц в PCM из DSF файла (в программе Audiogate)— никаких дефектов и частотный сигнал шире, явно больше 48 кгц и звук в верхней части диапазона мощнее, а значит трек DSD несет больше звуковой информации, а также вообще не имеет потерь и артефактов относительно студийной фонограммы.

dsd format

Вывод из просмотра представленных АЧХ простой — качество сигнала музыкального фрагмента в цифровом формата выше чем в аналоговом.

Следует отметить, что усилители класса D, присутствующие в линейках «Высокий-Конец аппаратуры», строятся по принципу широтно-амплитудной модуляции, физически идентичному структуре dsd аудио формата. Абсолютное преимущество широтно-амплитудной модуляции является точность и простота преобразований. Не сомневаюсь, что в ближайшее время мы увидим усилитель мощности класса D, объединенный с dsd ЦАПом, в качестве основного устройства воспроизведения звука, причем многоканального.

foobar dsd
в плеере foobar играет трек dsd — 11290 кб/с

 Стереозвук — это одномерное акустическое поле, физически оно может дать информацию только о расположении источников звука фонограммы по условной линии, соединяющей 2 акустические системы.. Однако можно часто услышать о глубине сцены и других параметрах, являющихся атрибутами двумерного пространства, что довольно просто объясняется. Мозг легко создает желаемые образы, причем чем креативнее мышление, тем более яркие образы, ну и типа глубина сцены. Вот простые и бесхитростные люди совсем не ощущают этой глубины, и от этого подвергаются критике креативных меломанов в существенных, для последних, понятиях. Ни разу не слышал о понятии высота сцены, хотя в данном случае, физически это то же самое что и глубина.

На самом деле и многоканальный звук не является объемным — он дает понятие о распределении источников звука на плоскости. Можно по этому поводу съязвить — у человека 2 уха и он слышит только банальное стерео. А вот посмотрите на устройство человеческого уха снаружи, внутри, книжку специальную почитайте. И если ворона каркнула сверху, то и ухо безошибочно вам об этом сообщит.

Данные рассуждения предназначены для более убедительного утверждения, что многоканальный звук боле информативен и естественен, чем стерео. Более того, с помощью стерео мы не можем получить достоверное звучание музыкальных произведений. А 4-х канальная акустическая система является наиболее простым и, в то же время, качественным решением объемного звучания для небольшого жилого помещения, квартиры, которое является местом нашего обычного проживания. Для необычных помещений существуют всякие другие решения, но это уже другая тема.

 

Рис. Размещение компонентов системы
Рис. Размещение компонентов системы

Для оптимального расположения колонок они должны быть равноудалены от слушателя. В моем случае колонки расположены в одну линию и, соответственно, находятся на разном удалении от зоны прослушивания. Это приводит некоторому ослаблению звука боковых каналов и смещению фазы звуковых волн. Первое решаю просто, в миксере аудиокарты немного добавляю звук не боковые колонки. Вторым решил пренебречь в силу того, что мы при прослушивании музыки никогда не занимаем идеальную точку, равноудаленную от всех колонок. Вдвоем это уже невозможно. А длина волны на частоте 20 гц составляет 17 м. Гораздо опаснее для звука подключить колонки в противофазе. А вот глубина сцены зависит от угла между направлениями на фронтальную и боковую колонки. Большой угол — типа вы сидите в первом ряду, маленький, то где-то в амфитеатре, а если больше 90 градусов — то уже забрались на сцену. Получается, что я сижу в амфитеатре, но это меня не напрягает.

В качестве каталогизатора и плеера использую замечательную программу — Guayadeque Music Player, в винде есть плеер с похожим функционалом — MediaMonkey.

Уникальное качество Guayadeque — поддержка множества библиотек. Библиотеки создаю на винте, к примеру, папку JAZZ и туда складываю альбомы данного стиля, в Guayadeque создаю коллекцию JAZZ и указываю путь до папки, в главном окне появляется ярлык, жмешь на ярлык, открывается библиотека. Невероятно удобно когда нужно рассортировать помойку из сотен папок с альбомами по любому признаку — жанру, качеству, формату и т. п. Внутри коллекции альбомы автоматически сортируются по исполнителю, названию, году, рейтингу и т. д. Подробности и инструкции можно легко найти в сети.Yamamoto_-_What_a_Wonderful _Trio

Следующее ценнейшее качество это возможность устанавливать трекам рейтинги и метки, а в последующем группировать по ним треки. Каждый альбом прослушиваю хотя бы по диагонали, в процессе присваиваю трекам рейтинги как идентификаторам собственного уникального восприятия. С мамой и женой не советуюсь.

А далее по звездочкам рейтинга все волшебно: можно перемешать и запустить на воспроизведение, выполнить экспорт в мп3 на телефон, записать на cd и прочее. Альбомы где ни один трек не имеет рейтинга теоретически должны быть аннигилированы. Тем самым достигается простая, но во многих случаях малодоступная цель — я постепенно и неумолимо слушаю все, что имею в коллекции, по крайней мере в фоновом режиме.

Все прочие атрибуты, присущие хорошему плееру, также присутствуют: правка тегов, поиск обложек, скроблинг, биография и прочее.

Ну и напоследок мысли как жить дальше. Новые колонки и компьютер — идея полезная, но банальная. С компьютером сразу возникают проблемы. Есть замечательное решение в виде безвентиляторного миникомпьютера. Однако вызывает сомнение, что его видеокарта потянет 3d видео высокого разрешения. С ЦАПами тоже много непонятного, нынче правильным считается только внешний с асинхронным USB. Но понятие асинхронный означает, что у ЦАПа есть собственный генератор опорной частоты.dac yarovit 3

Возникает вопрос к встроенным картам — и в самом деле у них не бывает собственного генератора? DSD ЦАПы исключительно стерео, ну не могу я с четырехканальной мечтой расставаться, тем более реализованной.

А вот с тем, что понятней: непременно сооружу FTP сервер, поставлю на него потоковый проигрыватель с дистанционным управлением, чтобы музыку можно было включать на мобильных и прочих устройствах, в машине или на даче, делиться с друзьями и много прочего.

Ваши dsd цапы замечательная вещь, уверен, что за dsd форматом светлое будущее.

С наилучшими пожеланиями, Вадим Халиуллин

+ БОНУС Музыка в высоком качестве flac, ape, wav

СПЛИН — 2006 — Лучшие песни. Новая коллекция (Grand Records, GR CD-455, 2006) [flac] , Размер: 527.91 Мб, можно скачать  ниже БЕСПЛАТНО!!

ABBA GOLD Complete Edition 2CD (UICY-91318, UICY-91319) (flac), Размер: 1,27 гб, можно скачать Диск №1 ниже, Диск №2

Откройте документ Word, наведите на любую ссылку и нажмите CTRL + левая кнопка мыши — ссылка откроется в браузере, переходите и качайте, все файлы проверены — вирусов нет! 

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВКЮтубОдноклассникиМой мир

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

[subscribe2]

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Похожие сообщение

One Reply to “«Свой звук» — Вадима Халиуллина!”

  1. Не слушайте этого сидюшного мальчика !!!! ВИНИЛ — лучше носителя звука ещё нет!!!! если не сравнивать с —магнитной лентой

Comments are closed.