Реализм в воспроизведении музыки

Helga 1980

Helga 1980

Большая тема и большая статья про «Реализм в воспроизведении музыки», мы не может пройти не замеченной на сайте Звукомания, а ведь специалисты по звукозаписи всех времен и стран стремились воспроизвести музыкальное событие, происходящее в одном месте и в другое время, в другом месте и в другое время с наименьшей потерей реализма.

Реализм в воспроизведении музыки (часть1)

Но суждения о том, что звучит реально, а что нет, могут варьироваться от человека к человеку, и есть много тех, кто свято придерживается мнения, что реализм в звуке не является надлежащей заботой аудиофилов, такие взгляды на нашу слуховую жизнь не должны замедлять технический прогресс в искусстве реалистичности звука, которую слушатели могут принимать или пренебрегать по своему усмотрению.

Левчук Александр Николаевич©
Левчук Александр Николаевич©

В этой статье будут некоторые прошлые и недавние разработки в этой области и укажем области, в которых звукоинженеры, производители и аудиофилы могут легко добиться большего, используя существующие инструменты.

звуковая_сцена
звуковая_сцена

Во многих случаях домашний опыт прослушивания на высококачественной звуковой техникив наше время может превосходить живое мероприятие по акустическому качеству!

Что такое реализм в воспроизведении звука?

Под реализмом звуковоспроизведения постановочной музыки обычно понимается генерация звукового поля (звуковой сцены), достаточно реалистичного, чтобы удовлетворить любую нормальную систему слух-мозг, что оно находится в том же пространстве, что и исполнители, что это пространство, которое может физически существуют, и что источники звука в этом пространстве такие же насыщенные и их так же легко найти, как и в реальной жизни.

Мозг способен определять звуки
Мозг способен определять звуки

Реализм в звуке не обязательно означает точность или совершенство

Достижение реализма звука не означает, что нужно большими усилиями денег и сил воссоздавать точное пространство конкретного места записи. Например, запись, сделанная в Джаз-баре «Каштанка», но воспроизведенная так, как если бы она была сделана в Карнеги-холле, по-прежнему реалистична, даже если она не точна.

Сомнительно, что подобранная домашняя система воспроизведения сможет превзойти живой концерт в зале масштаба бостонского Симфонического зала, но во многих случаях домашний опыт теперь может превосходить живое мероприятие по акустическому качеству.

Усилитель для наушников ZM Night Blues и ЦАП на 9038pro
Усилитель для наушников ZM Night Blues и ЦАП на 9038pro

Например, запись оперы, сделанная в небольшой студии, может быть легко улучшена дома с помощью методов, описанных ниже, чем для большинства слушателей во время многолюдной записи. Можно также утверждать, что домашняя версия Симфонического зала, где кто-то, по-видимому, сидит в центре десятого ряда, более привлекательна, чем живой опыт, слышимый с заднего бокового сиденья на балконе с затрудненным визуальным и звуковым обзором.

Реализм звука не означает совершенства

Если полный симфонический оркестр записан в Мариинском театра, но воспроизведен так, как если бы он был в концертном зале Мариинского театра, можно добиться реализма звука, но уж точно не совершенства. Точно так же, пока локализация выполняется так же легко и точно, как и в реальной жизни, воспроизводимые местоположения источников звука обычно не должны быть точно такими же, как на месте записи, чтобы соответствовать стандартам реализма, обсуждаемым здесь. (Приложения виртуальной реальности, напротив, часто требуют предельной точности, но реализм не принимается во внимание.)

звуковая сцена
звуковая сцена

Пример этого возникает, если площадка для записи имеет ширину сцены 120 °, но воспроизводится на сцене, ширина которой кажется всего 90 °. Что это на самом деле означает в контексте реализма, так это то, что слушатель переместился в воспроизведенном зале примерно на пятнадцать рядов назад, но любая сценическая перспектива может быть законно-реальной. Наконец, возможность локализовать источник сценического звука в стереосистеме, системе объемного звука или системе Ambisonics не гарантирует, что такая локализация будет звучать реально. Например, солист, полностью воспроизводимый через одну АС, легко локализовать, но почти никогда не звучит правдоподобно.

Реальность звука в ваших ушах

Хотя сравнивать слух и зрение всегда рискованно. Если бы человеку с рождения разрешалось смотреть на мир только через небольшой черно-белый экран телевизора, он все равно мог бы локализовать положение объектов на видеоэкране и, вероятно, мог бы функционировать достаточно хорошо. Но те из нас, у кого нормальное зрение, знали бы, насколько унылым или, я бы сказал, нереалистичным был такой ограниченный взгляд на мир.

ТИХО аудиофил слушает музыку
ТИХО аудиофил слушает музыку

Если бы мы теперь добавили цвет на видеоэкран нашего субъекта, зритель, все еще крайне неполноценный (по нашим меркам), поразился бы ранее невообразимому улучшению. Если бы мы сейчас предоставили стереоскопическое видео, наш ныне гораздо менее инвалидный зритель удивился бы, как он вообще функционировал в прошлом без восприятия глубины или как он мог считать более ранние плоские моноскопические цветные изображения реалистичными.

Наконец, настал день, когда мы убрали маленькие видеоэкраны, и впервые наша оптическая морская свинка смогла насладиться периферийным зрением и полным разрешением, контрастом и яркостью, на которые способен человеческий глаз, и в полной мере оценить чудо неограниченного пространства — экран проектора и сам проектор дал невообразимое совершенство.

Мораль всего этого в том, что только тогда, когда обеспечены все параметры зрительного восприятия, можно наслаждаться истинной визуальной реальностью. В настоящее время не существует системы визуальной записи или отображения, которую любой человек мог бы принять за реальную вещь, но система IMAX — это мучительное предвкушение того, что вскоре может стать возможным её.

аудиофил слушает музыку
аудиофил слушает музыку

Добиться реализма звука можно только в том случае, если все ожидания уха-мозг одновременно удовлетворены

Поскольку большинство из нас хорошо знакомы с тем, как звучит живая музыка в зале, мы довольно легко можем ощутить нереальность ее воспроизведения. Но в контексте аудиовоспроизведения прогресс в сторону реализма аналогичен описанному выше визуальному прогрессу. Чтобы воспроизводимая музыка звучала полностью реалистично, уши, как и глаза, должны стимулироваться всеми способами, которых ожидает система ухо-мозг. Как и в визуальном примере, когда мы переходим от моно к стерео, к матрице объемного звучания, к амбисонике, к многоканальному дискретному и т. д. (перечислены в порядке возрастания точности, предполагая, что на самом деле появится новый многоканальный метод, который может превзойти амбисонику или как обсуждается ниже Амбиофония) мы восхищаемся каждым улучшением, но так как мы уже знаем, как звучат настоящие концертные залы, то вскоре понимаем, что чего-то не хватает.

Акустика B&W 704 прослушивание
Акустика B&W 704 прослушивание

Чего обычно не хватает, так это полноты и звуковой согласованности. Добиться реализма можно только в том случае, если все ожидания уха одновременно удовлетворены. Если мы предположим, что точно знаем, как работают все механизмы уха, то мы, вероятно, могли бы придумать вполне реалистичную систему звукозаписи и воспроизведения.

Но если мы займем позицию, согласно которой мы не знаем всех характеристик уха, или что мы не знаем, насколько они варьируются от одного человека к другому, или что мы не знаем относительной важности слуховых механизмов, о которых мы знаем, , то единственное, что мы можем сделать, пока не придёт более глубокое понимание, это то, что Манфред Шредер предложил полвека назад.

прослушивание наушников

Похожие сообщение