Пластиковый диффузор в динамике — история

KEF B139 динамик

KEF B139 динамик

Пластиковый диффузор в динамике — это современность скажут многие производителей динамиков. Бумага на сегодняшний день является доминирующим компонентом для диффузоров динамиков.

Пластиковый диффузор в динамике — история (часть 1)

Трудно превзойти целлюлозную бумагу по сочетанию цены, прочности, легкости, жесткости, демпфирования и качества звука. Однако прочность бумажных диффузоров страдает, когда они намокают. Характеристики бумажных конусов меняются не только из-за влажности, но в результате разрывов и проколов.

Левчук Александр Николаевич©
Левчук Александр Николаевич©

Я думаю, что почти всё использовалось для изготовления для диффузоров динамиков, в том числе материал уксуснокислых бактерий (Acetobacter), который также используется в рецептах фланов, и металлы (например, магний, алюминий и бериллий), но наиболее распространенной альтернативой бумажным диффузорам являются пластмассы.

Пластиковые диффузоры в динамиках — начало

В середине 1960-х Британская радиовещательная корпорация (BBC) работала над мониторными колонками, что во многом послужило толчком к изучению пластмасс для диффузоров динамиков. Термоформованные пластиковые диффузоры произвели настоящий фурор, когда более 45 лет назад известная британская компания Bowers & Wilkins (B&W) представила акустические системы с низкочастотными динамиками Bextrene. Низко-среднечастотный динамик KEF B110, представленный в середине-конце 1960-х годов, также имел диффузор Bextrene. А к началу 1970-х французский OEM-производитель Audax также предлагал конусные динамики Bextrene.

KEF B110
KEF B110

Динамики были новаторскими в то время, но некоторые из их характеристик (например, слишком низкий модуль Юнга) приводили к серьезному спаду средних частот — обычно около 1,5 кГц. Использование демпфирующих слоев и сложных поперечных сетей для устранения недостатков было всего лишь пластырем для этой ущербной альтернативы бумажным конусам. Лист экструдированный с использованием Bextrene, был термоформован в виде конуса.

Пластиковый диффузор или бумажный?

Хотя он обеспечивал меньше искажений по сравнению с диффузорами из бумажной массы, этот полимер предназначался для потребительской упаковки и был слишком непостоянен для точной толщины, требуемой от термоформованных диффузоров динамиков.

Хотя рецептура была потенциально более однородной, чем бумажная масса, экструзия листа Bextrene не была постоянной. Конусы из вспененного полистирола (например, огромный 30-дюймовый низкочастотный динамик EV 30W) также были представлены в 1960-х и 1970-х годах. Другие компании, использующие диффузоры из вспененного полистирола, включали KEF со своей первой акустической системой (тонкая линия K1) и KEF B139 в форме беговой дорожки из полистирола.

KEF B139
KEF B139

Задолго до NXT полиплоские прямоугольные плоские динамики из полистирола были популярны для использования на открытом воздухе и в морских условиях. Он даже использовался в заводских штатных динамиках для авто.

KEF B139 динамик
KEF B139 динамик

Позже в плоскопанельных динамиках Bertagni Electroacoustic Systems (BES) использовались различные формы полистирола.

Bertagni Electroacoustic Systems
Bertagni Electroacoustic Systems

Вы также можете помнить усилия Yamaha с гигантским динамиком в форме уха, в котором использовался пенопласт!

Yamaha JA 6002 колонки в щитах
Yamaha JA 6002 колонки в щитах

Полистирол, хотя и легкий и жесткий, также шумит (скрипит) при изгибе, и это ограничивает его привлекательность для большинства динамиков.

Yamaha JA-6002
Yamaha JA-6002

Полипропилен стал предпочтительным листовым полимерным материалом для термоформованных диффузоров динамиков.

Yamaha JA-6002 динамик
Yamaha JA-6002 динамик

Полипропиленовые диффузоры популярны для аудиосистем домашнего кинотеатра и всего дома (например, в стенах, на стенах, потолочных динамиках и динамиках для ванных комнат), потому что полипропиленовые диффузоры не впитывают влагу и могут иметь низкий уровень искажений. Важно избегать поглощения влаги, потому что масса конуса и другие критические параметры могут значительно меняться в зависимости от влажности.

акустика на Yamaha JA-6002
акустика на Yamaha JA-6002

Полипропилен для диффузоров обладает некоторыми привлекательными свойствами, в том числе консистенцией, стабильностью, прочностью (независимо от влажности), а также ровным и хорошо задемпфированным звуком. Полипропилен — это потрясающее качество, цена которого варьируется в зависимости от количества и армирующих волокон. Тем не менее, остался на краю массового аудио, но так и не достиг успеха бумаги в бизнесе диффузоров.

Сегодня большинство экструдеров полипропилена переместили производство полипропиленовых листов в Китай

Прогон мягкой полипропиленовой смолы через экструзионную машину кажется разумным. Тем не менее, качественные экструдеры не смогли добиться однородности продукта, что в конечном итоге привело к тому, что каждый из них отказался от экструдированного листового полипропиленового материала для производства громкоговорителей из своих производственных линий. С 1990-х годов Япония и Тайвань заполнили пустоту в цепочке поставок, и теперь даже местные китайские экструдеры могут производить хотя бы минимально адекватный продукт.

коаксиальные динамики
коаксиальные динамики

Вне зависимости от поставщика, клиенты полипропиленовых листов обнаружили следующие недостатки пластикового диффузора:

  •  Непостоянная толщина (±5% желательна для стабильного термоформования, но обычно ±10%)
  •  Ямки, гели и плохо распределенный наполнитель сажи,
  •  Плохая поверхность и непоследовательный финиш,
  •  Проблемы с повторной шлифовкой — есть реальные преимущества в производительности, если взять кусок постэкструдированного полипропиленового листа, измельчить его и бросить в экструдируемый первичный материал.
  • Проблемы заключаются в постоянстве объема и содержании перемолотого материала.
  •  Непоследовательные поставщики смолы.

Идеальные целевые характеристики материала должны быть легкими и жесткими с устойчивой к истиранию поверхностью. Он также должен иметь постоянную толщину.

Polk Audio T15 НЧ динамик
НЧ динамик

Из полипропилена получаются выдающиеся колонки для наружного применения благодаря низкому поглощению влаги и насыщению углеродной сажей, превосходной защитой от УФ-излучения. Полипропилен доступен с прозрачной отделкой, а также в некоторых цветах, но черный полипропилен (сажа в качестве УФ-стабилизатора) лучше всего выдерживает воздействие солнечных лучей.

С другой стороны, полипропилен мягкий, и хотя он довольно легкий (например, его удельный вес составляет 0,92, но большинство полипропиленовых диффузоров содержат минералы и ближе к 1), типичный полипропиленовый диффузор заменяет бумажные диффузоры с меньшим весом и чувствительностью.

Paradigm Monitor 7 v.5 СЧ динамик
Paradigm Monitor 7 v.5 СЧ динамик

В среднечастотных динамиках используется гораздо более тонкий полипропиленовый листовой материал, толщиной всего 0,20 дюйма. В мощных сабвуферах, будь то для домашнего кинотеатра или автозвука, часто используются диффузоры из полипропилена, если они должны помещаться в узкие корпуса, поскольку полипропилен устойчив к сминанию и разрыву. Часто используется толстостенный полипропилен толщиной от 0,04 до 0,05 мм. , что не есть хорошо.

Полипропилен в дифузорах динамиков

Это мягкий хорошо амортизирующий материал. Для диффузоров динамиков более высокие модули Юнга улучшат характеристики, и можно использовать наполнители (например, тальк, слюду, графит и стекло). Любой из них улучшает жесткость, но также увеличивает удельный вес. Тем не менее, существуют и другие способы повышения жесткости без увеличения веса (например, «самоармирующийся» тканый полипропилен).

дешевая акустика на широкополосных динамиках
дешевая акустика на широкополосных динамиках

продолжение следует…

Похожие сообщение