Оглавление:
Что насчет широкополосных динамиках в открытых ящиках? Часть 3
На этом этапе появляются обычные заинтересованные стороны из братства «полнодиапазонных динамиков». Да, многие из описанных мною функций соответствуют и меньшим полнодиапазонным динамикам.
Широкополосные динамики в открытых ящиках
Но, как выяснили многие экспериментаторы с самодельными акустическими системами, например, Fostex, ЛОМО, НОЭМА небольшого диаметра просто не воспроизводят «настоящие» басы, когда музыка просит их об этом. Да, вы можете поместить их в четвертьволновые резонаторы, чтобы «усилить» те небольшие басы, которые у них есть, но в Open Baffle (ОЯ) они просто не смогут перемещать достаточно воздуха самостоятельно.

Однако, дополните полнодиапазонное устройство большим бас-динамиком, и вы сможете съесть свой пирог полностью! Есть еще одна причина использовать эти два устройства вместе, и она связана с идеальным положением динамиков в ОЯ.

Wharfedale SFB3, вид сзади. Обратите внимание на вырезы в боковых «крыльях» для уменьшения резонанса. и крепления для улучшения устойчивости. Как и ожидалось, басовый блок расположен ближе. до границы пола, а среднечастотный блок выше. Конусный тройной блок, на нём собственная перегородка, сзади направлена верх!
НО пол и, возможно боковая стена тоже входят в конструкцию ОЯ, когда мы размещаем АС в реальной комнате. Не нужно быть ученым, чтобы понять: если мы поместим бас-гитару близко к полу, перегородка естественным образом вытянется за счет пола. В результате получается трехсторонняя перегородка, а если расположить динамик близко к полу, вертикальный размер перегородки увеличивается.

Это не значит, что вы можете прижать НЧ к нижнему краю. Вы должны учитывать отражение пола, которое, если оно происходит на слишком высокой частоте, приведет к задержке верхних басов динамика. Однако в качестве компромисса такая позиция для нашего динамика имеет значительные преимущества и несколько недостатков. Кроме одного.
Если вы хотите, чтобы АС работали в полном диапазоне, последнее место, которое вам следует учитывать, — это близко к полу.

Когда мы начинаем рассматривать плюсы и минусы, возникают различные причины, самая очевидная из которых — то, что динамик находится не на уровне ушей.
Полнодиапазонные динамики имеют относительно низкую дисперсию на высоких частотах и действительно требуют, чтобы они располагались где-то на уровне ушей сидящего слушателя.

Далее, помните, что отражение от пола произойдет где-то в середине диапазона – этого не избежать – поэтому чем дальше от пола, тем лучше. Если у вас на полу под динамиком лежит ковер, а у какого меломана его сейчас нет, то это будет иметь значительный эффект демпфирования средних и высоких частот любого динамика, находящегося рядом с ним.
Все это указывает на двухполосную или трехполосную акустику
Мы можем расположить басовый блок там, где он получит наибольшую выгоду от перегородки и удлинения пола, оставив средние и высокие частоты там, где они должны быть.

Сабвуфер Celestion SL6000, показанный здесь под SL600, не имел никаких коробов и достиг низкого уровня, но требовалась сеть электрического выравнивания.
ОПАСНОСТИ боковушки и КРЫЛЬЯ
Есть еще всего несколько аспектов, которые нам нужно учитывать, прежде чем приступить к окончательному проектированию нашей акустики в открытом ящике. Во-первых, должны ли мы ставить «крылья», откидывающиеся по бокам перегородки? Простой ответ на этот вопрос — «да», но с оговоркой.
Складывание сторон перегородки, очевидно, удлиняет перегородку и помогает снизить частоту среза. Это особенно полезно для увеличения длины поперечного пути и существенного отличия его от вертикального размера перегородки, что помогает «размыть» и сгладить шаг перегородки в частотной характеристике.
Кроме того, эти боковые «крылья» повышают устойчивость перегородки.

А как еще ты собираешься короб поддерживать?
Однако, остерегайтесь отражающих стоячих волн, которые создаются этими сложенными сторонами. Представьте себе коробку, у которой отсутствует задняя панель. То, что вы услышите с глубокими «крыльями», — это глухой, резонансный характер среднего диапазона, что действительно очень неприятно, особенно на вокале и фортепиано.
Обычно производители акустики не заморачиваются: Лучше поместить динамики в короб, чем иметь глубокие боковые крылья – по крайней мере, тогда можно добавить немного внутреннего поглотителя, чтобы уменьшить влияние резонанса.

Современный взгляд — акустика в открытом ящике флагман Jamo R909
Поэтому держите боковые складки неглубокими и сужайте их, чтобы не возникали стоячие волны только на одной или двух слышимых частотах.

Привлекательность сужения «крыльев» в двухполосной системе заключается в том, что низкочастотный блок получает максимальную выгоду от расширенной перегородки, но среднечастотный блок, который «видит» более узкую часть конуса, более «открыт» и поэтому меньше страдает от отражения.

продолжение следует…