Привет всем любителям хорошего звука! Многие из нас видят и помнят как акустика продавалась и продаётся в коробах, но так было не всегда.
Оглавление:
Акустика Открытый Ящик (ОЯ)
часть1
За исключением панельных АС типа электростатики, корпус и динамик кажутся неразделимыми. Однако, если мы посмотрим на раннюю историю акустики, она изобилует тем, что мы сейчас называем Акустика Открытый Ящик или ОЯ.
Будучи воспитанным в традициях динамиков в коробах, я помню, в детстве как пришёл в шок, когда впервые обнаружил старое радио с перфорированной задней панелью ПАС, а позже у меня в детстве была радиола с акустикой ПАС на 4гд35 динамиках.
У меня тут же возникло много вопросов с АС в ОЯ, щит, ПАС:
- Как может «открытый короб» воспроизводить бас?
- Неужели передняя и задняя волны нейтрализуют друг друга?
Настольные радиоприемники эпохи 1930–1960 годов, использовали глубокий корпус из бакелита, фанеры, пластика выполняющий роль удлиненной перегородки, обычно оснащенный перфорированной задней панелью типа ПАС или ОЯ без задней стенки.
И все же бас из этих радиол и радио выходил, не очень глубокий, но бас тем не менее присутствовал! Ответ, как я понял, изучая динамики для ОЯ более внимательно, заключается в том, что частоты гасятся только тогда, когда их полуволна превышает расстояние между передней и задней частью динамика.
Например, ОЯ + динамик диаметром 20 см обеспечит звук до 80 Гц и ниже. Это звучит пугающе для аудиофила, мечтающего о привлекательном деревянном корпусе в комнате прослушивания, но с акустикой в ОЯ не всегда все так, как вам кажется.
TQWT и TQWP
Измените перегородку на прямоугольную, и вы увидите, что есть три измерения, которые определяют подавление полуволн, а именно высота, ширина и угол к углу — TQWT.
Очевидно, вы начнете получать компенсацию в самом маленьком измерении, скажем, в ширине, но это будет размыто усилением излучения, происходящим в больших измерениях.
В результате различий в размерах полное подавление не произойдет до тех пор, пока частота не станет намного ниже. Это может быть даже половина расчетного значения, поскольку на частотах ниже 100 Гц усиление помещения становится значительным.
Например, если мы возьмем усиление помещения на частоте 40 Гц на 6 дБ выше, чем на частоте 80 Гц (что вполне разумно для динамиков, расположенных на полу и возле боковой стены), тогда наша круглая перегородка диаметром 215 см сможет генерировать существенную мощность вплоть до 40 Гц (где это было бы обычно составляет -6 дБ при измерении в безэховых условиях).
Увеличив всего лишь одно измерение, скажем, высоту, и позволив динамику прикрепиться к полу и, возможно, к боковой стене, можно добиться мощного баса!
Я не собираюсь утверждать, что вы достигнете такой же мощности и давления баса в комнате от акустики в ОЯ, как скажем, от акустики типа лабиринт аналогичных габаритов.
Как заметила моя жена, слушая АС в ОЯ воспроизведение органного произведения Баха, «органная музыка звучит лучше в Кантабилле, где можно почувствовать силу низких частот».
Я знаю, что она имеет в виду. Этой способности по-настоящему перемещать воздух, оказывая как интуитивное, так и звуковое воздействие, не хватает большинству Hi-Fi-систем, вне зависимости от того, корпусные колонки они или нет. Но чтобы это действительно произошло, вам нужны большие динамики.
КОРОБ ОТСУТСТВУЕТ!
Итак, учитывая, что большинству людей нравятся маленькие колонки в гостиной, какой смысл использовать открытые ящики? Я вам скажу – дело в том, что короба НЕТ!
Несмотря на самые лучшие намерения разработчика акустики по обеспечению жесткости, демпфирования, внутреннего поглощения, добавлению порта ФИ, рупора, лабиринта или четвертьволновой трубы, невозможно уйти от того факта, что размещение коробки позади динамика только способствует резонансу.
Резонансы коробов и системное мышление
Сейчас большинство из нас вырастают, слыша эти коробочные резонансы из каждой АС, которые мы слушаем. Так что мы к этому привыкли — системное мышление большинства. Фактически, много лет назад я сформулировал теорию о том, что мы настолько привыкли слышать коробочные резонансы, что звук кажется «неправильным», если их убрать.
Это можно частично объяснить, почему панельные колонки или ОЯ или акустика в щите часто описываются некоторыми слушателями как «воздушные» или «легкие», когда они впервые слышат электростатику. Но когда вы поговорите с приверженцами панельных громкоговорителей, они первыми опишут корпусные громкоговорители как звучные и яркие.