Привет всем любителям хорошего звука. Некоторые не совсем опытные меломаны убеждены, что это явление как прогрев звуковой техники вообще не существует, и утверждают, что это вовсе психологический эффект.
Оглавление:
Прогрев звуковой техники
Но на практике это всё оказывается большой правдой. Один звуковой компонент будет меняться в процессе прорева больше, чем другой, и эффект может варьироваться от едва уловимого до огромного, но все компоненты, которые у меня были за все эти годы, демонстрируют изменения в звуке во время приработки.
Прогрев аудиотехники
Почему это должно быть так, я писал тут и тут. Впрочем, в большинстве случаев прогрев аудиотехники связан с механическими факторами, такими как потеря исходной жесткости материалов, а также вхождение в рабочее положение (притиркой) электронных устройств конденсаторов, трансформатов и даже прогрев кабелей внутри.
Если отбросить в сторону, я также убедился, что психологическое объяснение также верно. Пример, когда это применимо ко мне, был с магнитостатическими колонками Magnepan. До них у меня была электростатика, и они почти полнодиапазонные. Это означает, что есть кроссовер только на очень низких частотах.
Остальной частотный спектр создается ВЧ и СЧ. При переходе на Magnepan сначала я очень хорошо знал, что они имеют трехполосную конструкцию. На самом деле в Magnepan есть три драйвера с соответствующими точками кроссовера, которые довольно хорошо слышны, если ваши прежние АС были полнодиапазонным типом с одним динамиком.
Несмотря на более очевидные точки пересечения, у Magnepan было так много других качеств, что я обнаружил, что меня все меньше и меньше беспокоит слышимость точек кроссовера. Оглядываясь назад, мне, должно быть, потребовалось меньше месяца, чтобы прогреть и забыть о точках пересечения.
Психологический эффект? Нет, поскольку Magnepan прогрелись и стали хорошо обкатаны и конечно же запели должным образом.
Прогрев акустики
Феномен приработки новой акустики объяснить просто. Резиновая окантовка — подвес, а также крестовина, центрирующая звуковую катушку за динамиком, представляют собой механические устройства, которые, как и людям, нужны упражнения, чтобы стать стройными и гибкими. Прогрев акустики 100-150ч обязателен как обязательный стандарт.
В результате совершенно новые колонки и динамики имеют тенденцию звучать динамически сдержанно и часто слишком ярко на высоких частотах.
Прогрев наушников — опыт реальный
Был «эксперимент», проделанный Тайлом Херстенсом, который должен был пройти двойной слепой тест, чтобы отличить прогретые наушники от новой пары наушников. Во-первых, оба наушника одной модели и заранее было известно, что зеленые наушники прогреты не менее 1000 часов.
Несмотря на то, что они разного цвета, Тилл не сможет их увидеть, так как они у него на голове. Затем он случайным образом выберет один из наушников из подброшенной монеты, и ему нужно будет определить наушники (зеленые или белые), которые он слушал. Он сделал это 15 раз и только дважды ошибся.
В конце Тилл рассказал, как он идентифицирует прогретые наушники. По его мнению, прогретые наушники дали ему значительно более «чистый» звук. Тем не менее, обратите внимание, что такие суждения являются чисто субъективными, но в них есть смысл.
Прогрев ЦАП
У меня был один внешний ЦАП на АК4499, который прогревался не только при покупке нового, но и каждый раз, когда он был обесточен в течение длительного периода времени. Каждый раз в течении первых минут звучал холодно, серо, плоско, неинтересно… скучно!
Но когда прогрелся, то звучит отлично не зажимает звук как снизу, так и сверху, в общем прогрев ЦАП также имеет место быть.
Еще был такой случай появился бу внешний ЦАП на 2х1794 он звучал изумительно, настолько плавно, пластично, гибко и просто музыкально, что даже вытеснил мою тогдашнюю эталонную комбинацию разных ЦАП. Но через несколько лет он начал глючить, и я отнес его в ремонт. Выяснилось, что нужно заменить конденсаторы. Когда я получил его обратно, он снова играл отлично, но меня больше не заботил его звук. Гладкие и плавные высокие частоты, которые были раньше, теперь стали зернистыми и резкими, а ранее великолепно пышные средние частоты стали более четкие до рези.
Даже если бы вы могли сказать, что технически это было просто прекрасно, я чувствовал, что звук был слишком механическим, что мешало мне эмоционально сосредоточиться. Прошло несколько месяцев, прежде чем большая часть прежнего сияния снова вернулась. Внешний ЦАП просто прогрелся!
Прогрев кабелей
Большинство акустических кабелей не требуют невероятных усилий, но есть и исключения. Вот был пример. Акустический кабель Kabel Kimber-12tc, новый, эти кабели уже звучат чрезвычайно детально и быстро, но очень прямолинейно. И звук остается таким в течение каких-то 100 часов.
Но где-то на отметке 100 часов звук действительно смягчился и стал более приятным, с большей окраской и плавностью, расширилась звуковая сцена, вот вам и прогрев кабелей.
Как с кабелями, так и с компонентами, в большинстве случаев потребность в приработке определяется закрытым, слишком контролируемым и/или резким звуком, который становится более мягким и плавным. Вряд ли когда-нибудь получится наоборот.
Кабель, который звучит не очень открыто сразу после покупки, обычно не становится более открытым на более позднем этапе. Исключение формируют некоторые типы Cardas, такие как Hexlink.
Эти кабели имеют сложную конструкцию, и может случиться так, что даже после того, как вы их вставили, но согнули и передвинули, они могут звучать немного запутанно (мутно/не в фокусе), но, к счастью, возвращаются к своему первоначальному виду состояние в течение 30 минут.
ИТОГИ
Хотя это была статья полна историй, полная исключений, суть темы » Прогрев звуковой техники » остается для меня важной — это очень реальная вещь, которую нельзя недооценивать, особенно при покупке новой звуковой техники!