При чтении обзоров в hi-fi журналах и на звуковых сайтах, часто может показаться странным, что акустика помещения игнорируется. Подумайте об этом на секунду — в некоторых комнатах система «выдаёт» живое и яркое звучание, в то время как в другом помещении они звучат темнее и мрачнее.
Оглавление:
Акустика помещения и акустические проблемы
Таким образом, само собой разумеется, что акустические характеристики комнаты будут иметь сильное влияние на звучание любой Hi-End или Hi-Fi системы, потому что это влияет как на частотную характеристику, так и на стерео-сцену. Вы можете даже обнаружить, что «модернизация» системы может ухудшить ее звучание, если не будут решены фундаментальные акустические проблемы.
Не распознав и не решив акустические проблемы, которые зачастую могут быть относительно дешевыми и легко устраняемыми, вы можете в конечном итоге тратить деньги на дорогостоящее звуковое Hi-Fi оборудование без каких-либо улучшений.
Когда потребители предпочитают игнорировать неопровержимые законы физики и хотят верить в покупку ненужного оборудования, результаты чаще всего разочаровывают.
Конечно, hi-fi индустрия производит невероятные усилители и колонки, но когда вы читаете эти технические характеристики, вы должны помнить, что измерения проводятся в безэховых камерах!
Единственный способ добиться точных измерений — это устранить все акустические отражения, и это то, что представляет собой безэховая камера — комната, которая не имеет никаких акустических характеристик.
Это только идеально с технической точки зрения, потому что слушать записанную музыку в безэховой акустической среде не особенно приятно. Даже в студийных помещениях, в которых необходимо принимать решения о микшировании и мастеринге, акустические характеристики контролируются, а не исключаются.
Стереосцена вызваны различиями в интенсивности звуков, достигаемыми с помощью панорамирования в процессе микширования.
Итак, давайте рассмотрим более привычные, обычные жилые помещения.
В «традиционной» гостиной может быть ковровое покрытие, плотные шторы и много мягкой мебели. Все эти материалы будут поглощать звуковую энергию, но их эффективность при этом не одинакова во всем диапазоне слышимых частот. Высокие частоты поглощаются более эффективно, чем низкие частоты, поэтому звуковой сигнал этого типа комнаты может быть с заметным басом и мягкими или даже приглушенными высокими частотами.
Так как насчет более «современной» гостиной с ламинатом или деревянным полом, без штор и минимальной мебели?
В этой комнате прослушивания поглощается гораздо меньше акустической энергии, поэтому все частоты будут звучать ярче и живее. Тем не менее, четкость и стереосцены могут быть нарушены, поскольку множественные отражающие поверхности позволяют звуковым волнам дольше «носиться» по комнате, и это ухудшает разборчивость.
Акустические проблемы
Различные акустические проблемы являются общими для всех комнат, в большей или меньшей степени. Они могут включать в себя комбинацию следующих параметров:
- гребенчатая фильтрация,
- стоячие волны,
- гулкий бас,
- флаттер эхо.
Давайте посмотрим на каждую из них по очереди и рассмотрим, как они могут повлиять на звук вашей hi-fi техники.
Гребенчатая фильтрация
При прослушивании вашего hi-fi оборудования некоторые звуковые волны будут передаваться непосредственно из акустики в ваши уши, а другие звуковые волны будут достигать их только после того, как отскочат от стены, пола, потолка или всех трех. Сначала идут прямые звуковые волны, а затем отраженные звуковые волны, так что есть сдвиг фазы — или, действительно, есть несколько сдвигов фазы.
Отраженные звуковые волны (также известные как ранние отражения) мешают прямому звуку, усиливая и подавляя волны в различных точках их циклов. Это создает серию пиков и нулей в частотной характеристике, которая будет выглядеть как зубцы гребня на дисплее анализатора спектра — отсюда и термин «гребенчатая фильтрация».
Менее загроможденная комната будет звучать живо и ярко, но стерео сцена может быть скомпрометирована, так как звуковые волны отскакивают дольше.
Помимо изменения частотного баланса, стереозвук становится менее четким и расплывчатым, а детали теряются. В природе человеческий слух зависит от различий во времени, интенсивности и фазе, чтобы определить происхождение звука. В отличие от этого, звуковая сцена зависит от различий в интенсивности, поскольку вся акустическая энергия исходит от акустики, которые идеально равноудалены от положения прослушивания.
Звуковые инженеры используют регуляторы панорамирования для позиционирования отдельных инструментов внутри стереоизображения слева-справа. Они похожи на управление балансом вашего усилителя Hi-Fi, но программное обеспечение для микширования и традиционные пульты микширования обеспечивают панорамирование для каждого канала. Сдвинув регулятор панорамирования от центра, инженер уменьшает громкость этого инструмента в левой или правой колонке. При уменьшении громкости в левом АС звук будет звучать справа от стерео-сцены.
Поскольку ранние отражения могут увеличивать или уменьшать воспринимаемую громкость, они искажают стерео звуковую сцену, тщательно созданное инженером микширования.
Стоячие волны
Стоячие волны возникают, когда две идентичные звуковые волны распространяются между параллельными поверхностями в противоположных направлениях, когда зазор между двумя поверхностями равен длине волны звука. Они также случаются, когда зазор между поверхностями равен половине длины волны, трети, четверти и так далее.
Как и в случае с ранними отражениями, при объединении этих звуковых волн будут иметь место конструктивные и разрушительные помехи, и они будут влиять на основную частоту, а также на высшие гармоники. Эти частоты называются «собственными», поэтому любая часть музыки, которая совпадает с частотой собственного звука в вашей комнате, будет усилена или уменьшена в зависимости от вашего положения прослушивания в комнате.
В большинстве жилых помещений должно быть минимум три пары параллельных поверхностей — боковые стенки, передняя и задняя стенки, а также пол и потолок. Таким образом, всегда будут присутствовать стоячие волны, и они могут возникать в осевом режиме, между двумя поверхностями (например, между передней и задней стенками); тангенциальный режим между двумя парами поверхностей (например, все четыре боковые стенки) и наклонный режим между тремя парами поверхностей (например, все четыре боковые стенки плюс пол и потолок).
Студийные диспетчерские обычно строятся без параллельных поверхностей; однако непараллельные стены и потолки не всегда устраняют стоячие волны. Вместо этого они могут стать еще более сложными и трудными для прогнозирования и лечения.
Гребенчатая фильтрация
Отраженные звуковые волны распространяются дальше, чем прямые звуковые волны, чтобы достичь ушей слушателя, и они конструктивно и деструктивно объединяются для создания гребенчатой фильтрации.
Новички часто в поисках достаточно низких частот — другими словами, им надо много баса. По мере того, как слушатели приобретают опыт и их вкусы становятся более утонченными, качество звучания низких частот становится таким же важным, как и количество генерируемых низких частот.
Гулкий бас
Если некоторые ноты в басовой линии громче других? Становятся ли быстрые басовые звуки расплывчатыми нечеткими низкими частотами, и вместо этого звучание барабанов, которое должно быть живым и резким, звучит более вялым и буйным? Если это так, в вашей комнате для прослушивания могут возникнуть проблемы с басами, которые становятся более заметными благодаря более мощным усилителям и широкополосным акустическим системам.
В идеале, каждая частота должна иметь идентичное время затухания в комнате для прослушивания — однако это редко имеет место. Ранее мы обсуждали, как звукопоглощающие материалы в загроможденных бытовых помещениях более эффективны в верхней части диапазона слышимых частот. Это означает, что низкие частоты продолжают подпрыгивать в комнате еще долго после того, как верхние средние и высокие частоты перестали быть слышимыми.
Стоячие волны и накопление басовой энергии в углах и рядом со стенами могут усугубить ситуацию, и если НЧ в вашей комнате имеет тенденцию «задерживаться», это может изменить наше восприятие звука и отвлечь от треков где жесткий и пробивной бас предназначен в качестве основы пути.
Эхо флаттер
Одной из наиболее распространенных (и раздражающих) акустических проблем, возникающих в небольших помещениях, является проблема эхо-сигнала флаттера. Как и стоячие волны, это явление возникает, когда звуковые волны с более короткой длиной волны отскакивают между двумя параллельными отражающими поверхностями. Это создает последовательные множественные отражения, которые остаются после события и изменяют наше восприятие высоты и тона.
Эхо флаттера также придает резкие и звонкие качества верхним и средним частотам и размывают переднюю часть переходных процессов. Это может отрицательно сказаться на разборчивости вокала, быстрых высокочастотных инструментальных пассажах и ударном контенте. Если вы когда-нибудь пытались хлопать в ладоши в пустой комнате без ковров или на лестничной клетке, то вам уже знаком это ужасное эхо.
Будьте уверены — для каждой проблемы есть своё решение.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…