Оглавление:
Компенсации недостатков в Hi-End системе
Много лет назад, узнав, что у моего друга нет домашнего источника музыки, кроме телевизора, ПК, я решил подарить ему стереосистему: усилитель + ЦАП + акустика.
Это был день рождения, и я хотел, чтобы у него было что-то, чем он мог бы насладиться, но покупка стерео системы — пусть даже такой скромной — может быть довольно дорогой (или даже очень дорогой, в зависимости от того, что вы хотите и сколько готовы заплатить), поэтому первое решение, которое я должен был принять, заключалось в том, сколько денег на бюджет и какую часть доступного бюджета выделить на каждый из элементов системы, которые я бы мог купить.
Я знал одно: он не был аудиофилом, так что ему не требовалось высочайшего качества Hi-End реализма. Достаточно было бы просто приятного звука. А не сделать это его хобби, вдруг будет этот меломан вносить какие-либо изменения и не оставит все таким, каким он был.
Это означало, что я мог использовать подход «компенсации недостатков» для оптимизации любой системы, которую я выбрал для комплекта, и мог, если я хорошо с этим справился, сэкономить немного денег и все же получить достойные результаты звука.
Идея «компенсации недостатков в Hi-End системе» на самом деле довольно проста: все это означает, что при сборке вашей системы вы используете слабость в одном, чтобы нейтрализовать противоположную слабость в другом.
Например, если один звуковой Hi-End компонент имеет слишком «темное» звучание — ему не хватает высоких частот или деталей, вы можете полностью компенсировать или даже устранить этот недостаток, используя другой компонент где-нибудь в системе, который также слишком «яркий» — у которого есть «острые» или чрезмерно подчеркнутые высокие частоты. Точно так же, если что-то слишком «резкое» , «аналитическое», вы можете компенсировать это, используя что-то с немного более «тусклым» или «более сладким» звучанием — «музыкальное» и обычно спасают положение именно такое.
Это то, что я сделал для такой системы, и за ту скромную сумму денег, которую я потратил, я смог собрать что-то, что действительно звучало, причем довольно хорошо, и это дало комплекту много лет удовольствия от прослушивания, потом была замена на более лучшее.
Использование компенсации недостатков в качестве дешевого и простого исправления может быть вполне приемлемым, если средства денежные ограничены или когда вы имеете дело со слушателем, не являющимся любителем, но как насчет меломанов или аудиофилов, у которых есть бюджет?
- Вы готовы совершить это или ищете не просто приятный звук, а разумное приближение к реальности?
Это совершенно другая ситуация, и в этих обстоятельствах устранение недостатков может быть не решением проблемы, а самой проблемой.
Как это может быть?
Устранение недостатков в Hi-End системе
Но в этом случае недостатки находятся в другом месте стереосистемы, и это создает проблему не только для меня и любого другого производителя аудио высокого класса Хаенд, стремящегося продавать продукты, предназначенные для действительно нейтрального звучания, но также для каждого аудиофила или музыкального любителя, который пытается создать по-настоящему нейтрально звучащую систему.
Между прочим, это также проблема, с которой производители Hi-End техники регулярно сталкиваются и должны преодолевать их, пытаясь продавать продукцию новым дилерам, и с которой сами эти дилеры сталкиваются, пытаясь помочь клиентам выбрать новые системы или обновить существующие.
Чтобы понять это, рассмотрите следующую вполне разумную возможность: что, если бы хорошо звучащая система в акустически почти идеальной комнате для прослушивания (например, идеальном салоне) включала, помимо полного набора совершенно нейтральных других компонентов, просто один компонент, который был слишком ярким и довольно «аналитическим»?
А что, если бы система также включала только один «слишком темный» и чрезмерно «музыкальный» кабель, что полностью компенсировало бы эту яркую составляющую и создало бы ложное впечатление о нейтральности всей системы?
В таком случае замена «темного» звукового кабеля на нейтральный, безусловно, вызовет мгновенное и отчетливо слышимое изменение, но это изменение не будет улучшением. Вместо того, чтобы «звучать нейтрально», как это было раньше, система внезапно станет слишком яркой, и слушатель, услышав разницу, почти наверняка поверит, что это был новый Hi-End кабель!
Он тоже был бы прав, но не по той причине. И, что еще хуже, пока он продолжал верить в это, его неправильное (хотя, на первый взгляд, вполне разумное) объяснение внезапной новой яркости системы вполне могло помешать ему когда-либо выяснить ее настоящую причину и починить это.
Настоящая причина новой яркости не в том, что новый кабель Hi-End слишком яркий на самом деле имеет нейтральное звучание. Вместо этого он снова компенсирует недостатки, но только в обратном направлении: при удалении темного кабеля, который компенсировал другой яркий компонент, компенсация исчезает и проявляется яркость другого компонента, но виноват только новый нейтральный кабель!
То же самое и с «зависимостью». Любой Hi-End компонент, включая кабели, должен звучать по-разному в разных системах! Если это не так, это означает, что он имеет свою звуковую «окраску» и что он накладывает его на каждую систему, в которую он вставлен — определенно не то, что вам нужно, если вы хотите слышать музыку, а не просто звук это одно!
Совершенно нормально использовать дополнительные недостатки в одном элементе системы, чтобы «нейтрализовать» недостатки в другом, но если вы собираетесь это сделать, по крайней мере, делайте это с полным осознанием того, что вы делаете, и с убеждением, что ваши действия — лучший способ достичь того, чего вы пытаетесь достичь.
Это то, что я сделал для друга, и для этого нужен эквалайзер: это устройство для создания индивидуальных пиков или спадов частотной характеристики, чтобы исправить «недостатки» в исходной записи или просто для того, чтобы она звучала «лучше», и инженеры, которые записывают музыку, которую мы любим, использовать их чаще, чем вы думаете.
Внесение исправлений в дешевую звуковую технику не проблема как в Hi-End системе
Одна из самых больших проблем, с которой люди могут столкнуться при настройке дешевой стереосистемы, — это помнить, что система, и что ни одна ее часть никогда не может быть услышана или оценена сама по себе.
Как звучит акустика, если она не подключена к усилителю, предусилителю и источнику?
То же самое относится ко всем остальным элементам системы, и в результате единственный способ узнать, как звучит один из элементов вашей системы, — это прослушать его и каждый из других элементов системы до и после, заменяя их там, где это возможно, чтобы услышать, какое последовательное влияние они оказывают на звучание этой системы и на любые другие Hi-End системы, которые могут быть доступны. Когда вы найдете один, который звучит так в одной системе, а другой — в другой — ХОРОШО! Это может быть нейтральный, и вы должны сохранить его!
Использование компонентов стереосистемы, которые не имеют собственной окраски, лишит вас возможности использовать компенсирующие недостатки для устранения других системных проблем, но также — если это то, что вы ищете — приблизит вас к реальности вашей любимой музыки, чем любой другой подход.
Это также будет означать, что, когда вы по какой-либо причине собираетесь заменить какой-либо компонент в своей системе, вы действительно услышите, что получаете, и, возможно, вам не придется тратить больше денег, чтобы купить больше Hi-End техники, чтобы компенсировать это.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…