Здравствуйте, любители хорошего звука! Сегодня мы расскажем вам про недавнее прошлое, а именно про источник звука, который был самым массовым с начала 70-х годов до середины 2000-х, а именно о кассетах. Ну что — Поехали!
Оглавление:
История кассет
История кассеты началась с того, что в конце 50-х начале 60-х годов производители разных фирм (Sony, Philips, Grundig) хотели сделать бюджетное и недорогое решение для записи звука в небольших офисах, при проведении интервью или для домашнего использования.
Ламповые бобинные магнитофоны
В самом деле, в конце 50-х начале 60-х годов всё ещё были распространены громоздкие и тяжёлые ламповые бобинные магнитофоны, удобство использования которых естественно оставляло желать лучшего.
Естественным путём развития было не только уменьшение размеров самого магнитофона, но и значительное уменьшение размеров носителя сигнала, что позволило намного облегчить использование звукозаписывающего оборудования в повседневных нуждах.
В начале кассетной эры лента была далеко не лучшего качества и первые магнитофоны годились только для записи голоса, ими были оборудованы, в том числе, лингафонные классы в школах и библиотеки для слепых.
Первая годная для записи музыки кассета TDK SD появилась только в конце 1960-х годов, однако очевидное развитие технологий привело к тому, что запись на бобинном магнитофоне со значительно большей (19 см/сек против 4,76 см/сек в кассетном магнитофоне) скоростью по качеству не оставило шансов компакт-кассете.
Nakamichi Dragon
Даже появление магнитофонов высочайшего качества Nakamichi 700
И Nakamichi 1000 (особенно с учётом их цены и внушительного размера относительно других кассетных магнитофонов) в 1973 году кардинально не изменило ситуацию.
Владельцы бобинников смотрели свысока на людей, которые слушали кассеты в стереосистемах, предполагая невозможность достижения хорошего качества звука на более узкой ленте, двигающейся с меньшей скоростью.
Не смотря на это у нового формата было огромное преимущество – размеры носителей. Несколько кассет с хорошей музыкой, лежащих в бардачке машины – и поездка с красивой девушкой в ресторан или преодоление длинных дистанций за рулём проходили намного веселее.
Баланс сил в магнитной записи звука начал меняться ближе к 1979 году. Фирма du Pont изобрела кобальтовое покрытие для магнитных лент.
Такие кассеты имели несколько большую перегрузочную способность и более широкий динамический диапазон в отличие от истинного хромового покрытия магнитной ленты. В этом же году фирма Sony представила первый портативный проигрыватель аудиокассет Walkman.
Вместе с тем фирма 3M выпускает самую качественную компакт-кассету Scotch METAFINE с напылением частиц металла на рабочую поверхность ленты.
Качество лент выросло настолько, что стало полностью устраивать рядовых слушателей, а удобство использования в сравнении с любым другим способом звукозаписи было на высоте и оставалось таким же вплоть до начала 2000-х годов.
СССР магнитофоны
А в это время в СССР магнитофоны, в большинстве своём, были монофоническими. Советская лента
оставляла желать лучшего даже в 90-х годах, что говорить о начале 80-х. Советские люди слушали копии не первой свежести на аппаратах типа Электроника-302 или Романтик-306.
Вдыхая аромат западной музыкально-танцевальной культуры, люди мечтали о хороших магнитофонах…
С распадом Страны Советов импортные магнитофоны-приставки и музыкальные центры стали намного доступнее, и в нашей стране к концу 80-х началу 90-х годов начался бум «двухкассетников».
Несмотря на заведомо низкое качество перезаписи с одного «кармана» на другой, понравившиеся записи бережно копировались, а пишущий «карман» двухкассетника берегли, чтобы был меньший износ пишущего лентопротяжного механизма.
Появляются первые студии звукозаписи, которые, имея в своём арсенале приличный набор компакт-дисков и несколько более-менее приличных кассетных дек (до сих пор вспоминаю, как после одной такой студии продавали с десяток дек AIWA AD-WX929 с истёртыми до дыр реверсными головками), записывают за деньги для клиента любой понравившийся альбом из имеющейся дискографии.
В конце 1994 в начале 1995 годов можно было свободно приобрести ленты наподобие TDK D, BASF FE I или Sony EF, длительностью, в основном, 90 минут.
На каждую сторону такой аудиокассеты записывали отдельный альбом исполнителя, на который, зачастую, не хватало длительности ленты. Казалось бы, чего ещё желать меломану – даже по телевизору активно проходит реклама, в которой неслабой комплекции парень гуляет по улице с огромной магнитолой на плече…
Но мир не стоит на месте
Инженеры из компании Intel разрабатывают первые качественные процессоры, которые позволяют воспроизводить музыку с компьютерных жёстких дисков. Для этого в отдельный слот расширения вставлялась звуковая плата.
После изобретения формата MP3 на одном или нескольких жёстких дисках компьютера можно было записать сотни альбомов, а на один компакт-диск вместо 74 минут звука помещалось 5-10 альбомов того же исполнителя. Появляются сначала дисковые MP3 плееры, а потом и плееры MP3 с жёстким диском или флеш-памятью на борту. Кассета постепенно начинает отходить на второй план.
В настоящее время цифровой источник звука стал настолько качественным, а многофункциональные устройства — сенсорные телефоны настолько малы, что компакт-кассета ушла в историю, оставаясь уделом любителей и ценителей этого формата записи. Никто в далёком 1963-м году и не поверил бы, что в середине 2010-х годов в кармане любого человека может находиться огромная музыкальная коллекция, а при наличии мобильного интернета – музыкальная библиотека всего мира.
Не смотря на это, кассетные магнитофоны и сами кассеты до сих пор пользуются популярностью в узких кругах. Некоторые приобретают кассетные аппараты, о которых в середине 80-х осмеливались лишь мечтать, другие собирают кассеты разных фирм, красивые, словно фантики от конфет. Некоторым аудиофилам и меломанам, ценителям кассетной записи – даже удаётся получить весьма приличный, намного превосходящий цифровой формат, высококачественный звук.
По нашему мнению, любители компакт-кассеты сегодня имеют ряд трудностей
которые становятся непреодолимыми без знания устройства магнитофона и основ радиоэлектроники.
- Большинству кассетных аппаратов сегодня исполнилось 30-40 лет. В большинстве случаев требуется замена всех электролитических конденсаторов на новые и последующая настройка электрической части магнитофона для корректного воспроизведения и записи звука.
- В большинстве случаев, по прошествии стольких лет, трудно отыскать магнитофон с «живым» лентопротяжным механизмом. Зачастую, при высыхании заводской смазки в постоянно трущихся друг об друга пластиковых шестернях и металлических валах, никто не удосуживался производить её своевременную замену, что приводило к повышенному износу деталей и скорому возникновению высокой детонации звука.
- Резиновые детали лентопротяжного механизма. Если даже у магнитофона были хоршие условия хранения – деградация пассиков, айдлеров и прижимных роликов всё равно имеет место быть, новые резиновые детали дороги и зачастую не соответствуют заводским параметрам для конкретного магнитофона и сделаны «на глазок».
- Износ головок записи/воспроизведения или универсальной головки воспроизведения/записи вследствии длительного контакта с трущейся об них ленты.
Если магнитофон имеет рассогласованный и не отстроенный лентопротяжный механизм, это приводит к существенному повреждению магнитного слоя компакт-кассеты и свои или дедушкины записи начинают играть намного хуже.
В настоящее время мы постепенно приходим к тому, что приобретение качественной кассеты – это скорее роскошь, нежели какая-то необходимость. Цена одной «распечатанной» кассеты доходит до 1000 рублей, а если она продаётся в заводской упаковке – до 20 000 рублей.
По этой причине любителям кассетного формата просто необходимо иметь аппараты, в которых произведена полная настройка и смазка лентопротяжного механизма. Если вы не можете этого сделать самостоятельно, настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту или приобрести магнитофон, заведомо таким специалистом настроенный.
Если вы всё же решились на приобретение кассетного магнитофона, запаситесь терпением и не спеша выбирайте из огромного числа продающихся аппаратов тот, который подходит лично вам. Приобретая такой аппарат, помните: написать про него можно что угодно и в случае невозможности прослушивания кассетного аппарата перед покупкой – его приобретать нельзя.
Если вы решили приобрести деку, на случай отсутствия у продавца качественной аудиосистемы нужно запастись хорошими наушниками и качественно записанной компакт-кассетой. Для проверки записи можно подключить к деке любое цифровое устройство, которое воспроизводит Lossless формат и произвести запись, выставив, при необходимости, переключатели подмагничивания и эквализации в соответствующее типу записываемой компакт-кассеты положение.
Если аппарат имеет слышимую на слух детонацию (дрожь) в звуке – такой аппарат покупать себе дороже, так как зачастую очень сложно найти причину этой проблемы. В настоящее время аудиокассет, не испорченных неисправными лентопротяжными механизмами, а уж тем более, запечатанных экземпляров остаётся всё меньше и меньше, по этому цена за кассету на современных интернет-аукционах и аудио барахолках стремительно приближается к цене самих магнитофонов.
Цена не отрегулированного (не настроенного) магнитофона не должна (за исключением некоторых редких моделей) превышать 10 – 20 тысяч рублей, ввиду того, что, последующая настройка и ремонт магнитофона будут стоить не меньше, а иногда значительно больше вышеозначенной суммы.
Имейте ввиду, что даже дорогие аппараты (например Pioneer CT-F1250 или Nakamichi 1000) требуют не менее качественной настройки электрической части и лентопротяжного механизма, именно по этому приобретение, скажем, дорогого Nakamichi 1000 ZXL может добавить ещё больше проблем любителям кассетного звука. Так что если вы заинтересовались компакт-кассетой и всем, что с ней связано – удачи вам в этом непростом, но очень интересном увлечении!
И пусть эта музыка будет вечной!
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…