История кассет

кассета Sony

кассета Sony

Здравствуйте, любители хорошего звука! Сегодня мы расскажем вам про недавнее прошлое, а именно про источник звука, который был самым массовым с начала 70-х годов до середины 2000-х, а именно о кассетах. Ну что — Поехали!

История кассет

Sony SS-5GX
Степан Боровиков

История кассеты началась с того, что в конце 50-х начале 60-х годов производители разных фирм (Sony, Philips, Grundig) хотели сделать бюджетное и недорогое решение для записи звука в небольших офисах, при проведении интервью или для домашнего использования.

Ламповые бобинные магнитофоны

 

В самом деле, в конце 50-х начале 60-х годов всё ещё были распространены громоздкие и тяжёлые ламповые бобинные магнитофоны, удобство использования которых естественно оставляло желать лучшего.

Akai GX-77
Akai GX-77
Левчук Александр Николаевич
Левчук Александр Николаевич

Естественным путём развития было не только уменьшение размеров самого магнитофона, но и значительное уменьшение размеров носителя сигнала, что позволило намного облегчить использование звукозаписывающего оборудования в повседневных нуждах.

akai-st-1
akai-st-1

В начале кассетной эры лента была далеко не лучшего качества и первые магнитофоны годились только для записи голоса, ими были оборудованы, в том числе, лингафонные классы в школах и библиотеки для слепых.

тдк кассеты
тдк кассеты

Первая годная для записи музыки кассета TDK SD появилась только в конце 1960-х годов, однако очевидное развитие технологий привело к тому, что запись на бобинном магнитофоне со значительно большей (19 см/сек против 4,76 см/сек в кассетном магнитофоне) скоростью по качеству  не оставило шансов компакт-кассете.

Nakamichi Dragon

Даже появление магнитофонов высочайшего качества Nakamichi 700

 

Nakamichi 1000ZXL
Nakamichi 1000ZXL

И Nakamichi 1000 (особенно с учётом их цены и внушительного размера относительно других кассетных магнитофонов) в 1973 году кардинально не изменило ситуацию.

Владельцы бобинников смотрели свысока на людей, которые слушали кассеты в стереосистемах, предполагая невозможность достижения хорошего качества звука на более узкой ленте, двигающейся с меньшей скоростью.

Nakamichi Dragon
Nakamichi Dragon

Не смотря на это у нового формата было огромное преимущество – размеры носителей. Несколько кассет с хорошей музыкой, лежащих в бардачке машины – и поездка с красивой девушкой в ресторан или преодоление длинных дистанций за рулём проходили намного веселее.

кассета Sony
кассета Sony

Баланс сил в магнитной записи звука начал меняться ближе к 1979 году. Фирма du Pont изобрела кобальтовое покрытие для магнитных лент.

sony-Walkman TPS-L2-1979
sony-Walkman TPS-L2-1979

Такие кассеты имели несколько большую перегрузочную способность и более широкий динамический диапазон в отличие от истинного хромового покрытия магнитной ленты. В этом же году фирма Sony представила первый портативный проигрыватель аудиокассет Walkman.

 

Sony Walkman TPS-L2
Sony Walkman TPS-L2

Вместе с тем фирма 3M выпускает самую качественную компакт-кассету Scotch METAFINE с напылением частиц металла на рабочую поверхность ленты.

Scotch METAFINE
Scotch METAFINE

Качество лент выросло настолько, что стало полностью устраивать рядовых слушателей, а удобство использования в сравнении с любым другим способом звукозаписи было на высоте и оставалось таким же вплоть до начала 2000-х годов.

фишер кассетник
фишер кассетник

СССР магнитофоны

А в это время в СССР магнитофоны, в большинстве своём, были монофоническими. Советская лента

 

кассета МК 60
кассета МК 60

оставляла желать лучшего даже в 90-х годах, что говорить о начале 80-х. Советские люди слушали копии не первой свежести на аппаратах типа Электроника-302 или Романтик-306.

маяк 233
маяк 233

Вдыхая аромат западной музыкально-танцевальной культуры, люди мечтали о хороших магнитофонах…

С распадом Страны Советов импортные магнитофоны-приставки и музыкальные центры стали намного доступнее, и в нашей стране к концу 80-х началу 90-х годов начался бум «двухкассетников».

aiwa-22
aiwa-22

Несмотря на заведомо низкое качество перезаписи с одного «кармана» на другой, понравившиеся записи бережно копировались, а пишущий «карман» двухкассетника берегли, чтобы был меньший износ пишущего лентопротяжного механизма.

Появляются первые студии звукозаписи, которые, имея в своём арсенале приличный набор компакт-дисков и несколько более-менее приличных кассетных дек (до сих пор вспоминаю, как после одной такой студии продавали с десяток дек AIWA AD-WX929 с истёртыми до дыр реверсными головками), записывают за деньги для клиента любой понравившийся альбом из имеющейся дискографии.

В конце 1994 в начале 1995 годов можно было свободно приобрести ленты наподобие TDK D, BASF FE I или Sony EF, длительностью, в основном, 90 минут.

 

парень с магнитолой

На каждую сторону такой аудиокассеты записывали отдельный альбом исполнителя, на который, зачастую, не хватало длительности ленты. Казалось бы, чего ещё желать меломану  – даже по телевизору активно проходит реклама, в которой неслабой комплекции парень гуляет по улице с огромной магнитолой на плече…

Congli
Congli

Но мир не стоит на месте

Инженеры из компании Intel разрабатывают первые качественные процессоры, которые позволяют воспроизводить музыку с компьютерных жёстких дисков. Для этого в отдельный слот расширения вставлялась звуковая плата.

audigy sb1394 Creative Sound Blaster Audigy Platinum EX
audigy sb1394 Creative Sound Blaster Audigy Platinum EX

После изобретения формата MP3 на одном или нескольких жёстких дисках компьютера можно было записать сотни альбомов, а на один компакт-диск вместо 74 минут звука помещалось 5-10 альбомов того же исполнителя. Появляются сначала дисковые MP3 плееры, а потом и плееры MP3 с жёстким диском или флеш-памятью на борту. Кассета постепенно начинает отходить на второй план.

кассета BASF
кассета BASF

В настоящее время цифровой источник звука стал настолько качественным, а многофункциональные устройства — сенсорные телефоны настолько малы, что компакт-кассета ушла в историю, оставаясь уделом любителей и ценителей этого формата записи. Никто в далёком 1963-м году и не поверил бы, что в середине 2010-х годов в кармане любого человека может находиться огромная музыкальная коллекция, а при наличии мобильного интернета – музыкальная библиотека всего мира.

ЦАП 2706 + 4398
ЦАП 2706 + 4398

Не смотря на это, кассетные магнитофоны и сами кассеты до сих пор пользуются популярностью в узких кругах. Некоторые приобретают кассетные аппараты, о которых в середине 80-х осмеливались лишь мечтать, другие собирают кассеты разных фирм, красивые, словно фантики от конфет. Некоторым аудиофилам и меломанам, ценителям кассетной записи – даже удаётся получить весьма приличный, намного превосходящий цифровой формат, высококачественный звук.

 

tdk
tdk

По нашему мнению, любители компакт-кассеты сегодня имеют ряд трудностей

которые становятся непреодолимыми без знания устройства магнитофона и основ радиоэлектроники.

  1.  Большинству кассетных аппаратов сегодня исполнилось 30-40 лет. В большинстве случаев требуется замена всех электролитических конденсаторов на новые и последующая настройка электрической части магнитофона для корректного  воспроизведения и записи звука.
  2.  В большинстве случаев, по прошествии стольких лет, трудно отыскать магнитофон с «живым» лентопротяжным механизмом. Зачастую, при высыхании заводской смазки в постоянно трущихся друг об друга пластиковых шестернях и металлических валах, никто не удосуживался производить её своевременную замену, что приводило к повышенному износу деталей и скорому возникновению высокой детонации звука.
  3.  Резиновые детали лентопротяжного механизма. Если даже у магнитофона были хоршие условия хранения – деградация пассиков, айдлеров и прижимных роликов всё равно имеет место быть, новые резиновые детали дороги и зачастую не соответствуют заводским параметрам для конкретного магнитофона и сделаны «на глазок».
  4.  Износ головок записи/воспроизведения или универсальной головки воспроизведения/записи вследствии длительного контакта с трущейся об них ленты.

Если магнитофон имеет рассогласованный и не отстроенный лентопротяжный механизм, это приводит к существенному повреждению магнитного слоя компакт-кассеты и свои или дедушкины записи начинают играть намного хуже.

Panasonic RX FS430
Panasonic RX FS430

В настоящее время мы постепенно приходим к тому, что приобретение качественной кассеты – это скорее роскошь, нежели какая-то необходимость. Цена одной «распечатанной» кассеты доходит до 1000 рублей, а если она продаётся в заводской упаковке – до 20 000 рублей.

По этой причине любителям кассетного формата просто необходимо иметь аппараты, в которых произведена полная настройка и смазка лентопротяжного механизма. Если вы не можете этого сделать самостоятельно, настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту или приобрести магнитофон, заведомо таким специалистом настроенный.

Sony FH-7
Sony FH-7

Если вы всё же решились на приобретение кассетного магнитофона, запаситесь терпением и не спеша выбирайте из огромного числа продающихся аппаратов тот, который подходит лично вам. Приобретая такой аппарат, помните: написать про него можно что угодно и в случае невозможности прослушивания кассетного аппарата перед покупкой – его приобретать нельзя.

Если вы решили приобрести деку, на случай отсутствия у продавца качественной аудиосистемы нужно запастись хорошими наушниками и качественно записанной компакт-кассетой. Для проверки записи можно подключить к деке любое цифровое устройство, которое воспроизводит Lossless формат и произвести запись, выставив, при необходимости, переключатели подмагничивания и эквализации в соответствующее типу записываемой компакт-кассеты положение.

Sony FH-7 Heli
Sony FH-7 Heli

Если аппарат имеет слышимую на слух детонацию (дрожь) в звуке – такой аппарат покупать себе дороже, так как зачастую очень сложно найти причину этой проблемы. В настоящее время аудиокассет, не испорченных неисправными лентопротяжными механизмами, а уж тем более, запечатанных экземпляров остаётся всё меньше и меньше, по этому цена за кассету на современных интернет-аукционах и аудио барахолках стремительно приближается к цене самих магнитофонов.

Pioneer CT-F1250
Pioneer CT-F1250

Цена не отрегулированного (не настроенного) магнитофона не должна (за исключением некоторых редких моделей) превышать 10 – 20 тысяч рублей, ввиду того, что, последующая настройка и ремонт магнитофона будут стоить не меньше, а иногда значительно больше вышеозначенной суммы.

Имейте ввиду, что даже дорогие аппараты (например Pioneer CT-F1250 или Nakamichi 1000) требуют не менее качественной настройки электрической части и лентопротяжного механизма, именно по этому приобретение, скажем, дорогого Nakamichi 1000 ZXL может добавить ещё больше проблем любителям кассетного звука. Так что если вы заинтересовались компакт-кассетой и всем, что с ней связано – удачи вам в этом непростом, но очень интересном увлечении!

SONY-FH7
SONY-FH7

И пусть эта музыка будет вечной!

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией  приобрести хорошую звуковую технику…

 

Похожие сообщение