Использование резонанса громкоговорителя для расширения диапазона воспроизводимых частот в малогабаритных широкополосных АС

 Статья на Конкурс №2 «Расскажи о Своём Звуке»

Использование резонанса громкоговорителя для расширения диапазона воспроизводимых частот в малогабаритных широкополосных АС

Помещение прослушивания является определяющим фактором в выборе аудио-системы, и универсальных решений нет. Не буду подробно расписывать особенности размещения АС для правильного восприятия стерео-панорамы и интерференционные явления в помещениях, я знаю, что моё научно-обоснованное рассуждение вызвало бы много несогласий, но моё заключение такое: в моей комнате размером 2,7х3,5м оптимальным решением являются небольшие однополосные «полочники» и стерео-усилитель  хорошей мощности.

Клон Naim NAP 200 отзывы
Клон Naim NAP 200 отзывы

В помещении с неравномерностью АЧХ до +-20 дБ нет необходимости в АС с неравномерностью АЧХ +-2дБ, но узкая диаграмма направленности на ВЧ может оказаться полезной в плане ослабления ближних отражений и улучшения восприятия стере-опарнорамы. А громкость больше 90 дБ уже может приводить к необратимым изменениям слуха.

Кроме того, небольшая мощность на АС и короткая катушка громкоговорителя имеют свои важные преимущества:

Рис. 1. Влияние мощности на нелинейные искажения громкоговорителя и интермодуляционные искажения в громкоговорителе с длинной (а) и короткой (b) катушкой.

1

2Современные широкополосные громкоговорители имеют параметры, достаточные для воспроизведения диапазона от нижней частоты, поддерживаемой моим помещением (170/наибольшее расстояние между стенами = 48 Гц) до верхнего порога восприятия моих ушей (чуть больше 16 кГц), но есть одна проблема: ни один «широкополосник» не будет хорошо воспроизводить низкие частоты в маленьком корпусе. Для выбранного мной 100 ГДШ 65-4 с диапазоном частот 60-18000 Гц производитель рекомендует объём корпуса-фазоинвертора целых 35 литров! Этот объём определяет нужную упругость воздуха для нормальной работы громкоговорителя. Меньший объём (я использовал корпус 6 литров) создаёт излишнее механическое демпфирование, при этом звук как из бочки и бас недостаточен.

Установка вместо задней стенки подобранной панели акустического сопротивления обеспечило нужную упругость воздуха, сделало бас красивым, но создало «акустическое короткое замыкание», которое опять же снизило уровень воспроизведения низких частот. Сначала были мысли насчёт увеличения НЧ с помощью коррекции тембра усилителя, но тут я обнаружил, что рост импеданса этого громкоговорителя в резонансной области как раз приходится на участок спада звукового давления моей АС. Действительно, почему бы это не использовать?

равнение Grande Maestro Обертон и Статик ЗМ мини
сравнение Grande Maestro Обертон и Статик ЗМ мини

Для этого понадобится усилитель с токовым выходом. Точнее, с токовым трансформаторным выходом, потому что на частоте резонанса, совпадающей с первым резонансом помещения, громкоговоритель всё же лучше немного задемпфировать. Ну а проблема плавного роста импеданса громкоговорителя с увеличением частоты легко решается подбором RC-цепочки, установленной параллельно громкоговорителю.

Наиболее простая реализация усилителя с токовым трансформаторным выходом

это ламповый SE с использованием пентода с высоким внутренним сопротивлением типа 6П15П.

Но чтобы пентод показал свои достоинства, ему необходимо обеспечить нужный режим: стабилизированное фиксированое смещение и стабилизированное относительно катода напряжение на экранной сетке. Трансформатор фирмы «Золотая середина» обеспечил увеличение уровня примерно так, как было задумано.

Рис.2 Жёлтая линия – импеданс 100ГДШ65-4 в 6-литровом корпусе с ПАС, белая линия – уровень на выходе усилителя с нагрузкой на скорректированные RC-цепью АС.3

Рис 3. Снятые микрофоном с громкоговорителя АЧХ и искажения.

 

4

Пентод 6П15П легко работает в УКВ-диапазоне, поэтому чтобы не возникало паразитной генерации при столь большом усилении необходимо большое внимание уделить размещению элементов – предельно короткие и максимально разнесённые провода и применение анти-паразитных резисторов в управляющей сетке (паять непосредственно к лепесткам ламповой панели).

В заключение несколько слов по шумам и искажениям

Спектры искажений однотактных пентодного и триодного150 gdn усилителя очень похожи, и оба имеют свойство зависимости искажений от уровня – чем меньше уровень тем меньше искажений. На близких расстояниях до АС громкость небольшая, и гармонические искажения этих усилителей легко вписываются в маскирующие особенности восприятия среднестатистического человека, т.е. на слух их не заметно. На расстоянии прослушивания шум практически полностью отсутствует, более того, чуть заметный фон переменного тока слышен только если приложить ухо к громкоговорителю.

Можно ли в данном случае говорить о высокой верности воспроизведения? Если объективно, то нет, но субъективно, — да.

Использование резонанса громкоговорителя для расширения диапазона воспроизводимых частот в малогабаритных широкополосных АС

С уважением, Валерий

Focal Jmlab ОБЗОР
Focal Jmlab ОБЗОР

Расскажите о своей звуковой системе аудио-видео аппаратуре постройке, настройке и т.д на конкурс.

Присылайте на эл.почту: Anl555@bk.ru  текст, фото, схемы с пометкой на конкурс, если не знаете с чего начать, как написать, то пишите, мы вам поможем, пришлем список готовых вопросов для интервью.

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВКЮтубОдноклассники

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

[wysija_form id="2"]

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Похожие сообщение

2 Replies to “Использование резонанса громкоговорителя для расширения диапазона воспроизводимых частот в малогабаритных широкополосных АС”

Comments are closed.