Объемный звук используется в домашних кинотеатрах уже более 20 лет, но что вы о нем знаете?
Оглавление:
Что такое объемный звук?
Термин «объемный звук» является частью нашего повседневного лексикона, и со всеми доступными для использования форматами объемного звучания обычному потребителю иногда сложно понять, какие вообще есть варианты и что они делают.
В этой статье будет лишь краткий обзор того, что означает объемный звук, какие бывают форматы и как вы можете наслаждаться объемным звуком у себя дома.
Моно
Начиная с самого начала был монофонический моно звук. Элементы звукозаписи выводятся с использованием одной комбинации усилителя и динамика (акустики). Кажется, что голос, инструменты и эффекты исходят из одной точки в пространстве перед слушателем. Эта точка не меняется независимо от положения прослушивания.
Кстати, многие настольные радиоприемники и Bluetooth-колонки имеют конфигурацию с монофоническим динамиком.
Стерео
Стереофонический (стерео) звук десятилетиями широко использовался как для прослушивания музыки, так и для телепередач. Этот формат включает в себя левый и правый каналы. Звук делится между двумя каналами.
В процессе производства записанные звуки микшируются таким образом, что одни элементы помещаются в левый канал, а другие — в правый.
Например, при прослушивании записи оркестра вы будете более естественно слышать различные инструменты в разных частях сцены. Однако звуки ведущего вокалиста или диалога актера микшируются в оба канала. Это приводит к «фантомному» эффекту центрального канала, расположенному посередине между динамиками левого и правого каналов.
Для достижения наилучших результатов прослушивания вам нужно сидеть в центральной «зоне наилучшего восприятия». Одна из причин для этого предположения заключается в том, что при перемещении вне оси положение «фантомного центрального канала» будет перемещаться вместе с вами, а не оставаться привязанным к центру.
Объемный звук и звуковая сцена
Объемный звук основывается как на моно, так и на стерео, расширяя звуковое поле за пределы передних левого и правого каналов в нескольких направлениях, в зависимости от реализованного формата объемного звука и микса контента.
Самая базовая настройка объемного звучания состоит из 5.1 каналов (левый, центральный, правый, левый объемный, правый объемный и сабвуфер).
Основной вокал или диалог исходят из выделенного центрального канала, который остается закрепленным, даже если вы отклоняетесь от центра. Остальные основные звуки исходят из левого и правого динамиков, а окружающие и направленные звуковые эффекты исходят из левого и правого динамиков окружающего звучания. Также большая часть низких частот возлагается на специальную акустику, именуемая сабвуфером.
5.1-канальная установка акустики является наиболее часто используемой опцией в настройках домашнего кинотеатра, но она не единственная доступная.
Например, в дополнение к 5.1-канальной настройке вы можете выбрать 7.1-канальную настройку с левым и правым тыловыми колонками, расположенными позади слушателя. Это в дополнение к настройке основного, центрального и объемного АС в 5.1-канальной системе.
Существуют также более сложные варианты настройки, которые могут включать добавление «широких объемных» колонок между передними и объемными, а также АС назначенных для верхних или верхних звуков (например, для настроек Dolby Atmos).
С увеличением количества параметров настройки каналов и акустики параметры также изменились. Например, вместо 5.1 или 7.1 вы встретите такие обозначения, как 5.1.2, 5.1.4, 7.1.4 и т.д.…
Первое число представляет собой количество акустики в горизонтальной плоскости (например, традиционная 5.1-канальная или 7.1-канальная установка).
Второе число представляет собой количество сабвуферов.
Последнее число представляет собой количество динамиков или акустики верхних каналов.
Декодирование объемного звука
Некоторые форматы объемного звука являются форматами кодирования/декодирования. Это означает, что формат кодируется в контенте (диске, телепрограмме, потоковой передаче) до того, как он попадет к слушателю. Чтобы прослушать закодированный формат, саундбар, AV-ресивер или AV-предусилитель/процессор должны декодировать формат и распределить звук на совместимую настройку акустики.
Примеры кодированных форматов объемного звука включают
Dolby :
- Dolby Digital 5.1,
- Dolby EX (6.1),
- Dolby Digital Plus,
- Dolby TrueHD (5.1/7.1)
- Dolby Atmos (5.1.2 или выше) .
DTS :
- DTS 5.1 Digital Surround,
- DTS ES (6.1),
- DTS HD (5.1),
- DTS HD-Master Audio (5.1/7.1),
- DTS:X (количество каналов не указано, но варьируется от 7.1 и выше).
- DTS Auro 3D-аудио (9.1, 10.1, 11.1, 13.1)
Обработка объемного звука
В дополнение к форматам кодированного объемного звука существуют также форматы обработки объемного звука, которые приближают прослушивание к объемному звуку без необходимости предварительного кодирования исходного контента.
Ваша аудиосистема (ресивер домашнего кинотеатра, предпроцессор аудио/видео или отдельные звуковые панели) обнаруживает входящий аналоговый или цифровой аудиосигнал, который не обязательно закодирован в определенном формате объемного звука, и ищет встроенные звуковые сигналы размещения. Затем микросхема обработки делает наилучшее предположение относительно канала объемного звука, в который они должны быть помещены. Это иногда называют «постобработкой».
Постобработка не так точна, как декодирование предварительно смешанного закодированного сигнала.
Примеры форматов обработки объемного звука включают
- Virtual Surround (имеет несколько названий в зависимости от марки/модели продукта)
- Dolby Prologic II (5.1) , IIx (7.1) , Dolby Surround Upmixer и виртуализация высоты.
- DTS Neo:6
Что нужно для объемного звука
Объемный контент доступен на физических носителях (DVD, Blu-ray, UHD Blu-ray), в потоковом, кабельном, спутниковом и некоторых эфирных телетрансляциях.
Предварительно собранные системы обычно ограничены конфигурациями каналов 5.1 или 7.1, но некоторые из них позволяют использовать верхние АС или динамики Dolby Atmos с использованием конфигурации каналов 5.1.2.
При таком типе настройки A/V-ресивер или A/V-процессор предусилителя декодирует и/или обрабатывает аудиосигналы, поступающие к нему от подключенного источника, и отправляет звук на каждый динамик (и сабвуфер) через проводные соединения.
Вы можете выбрать 5.1- или 7.1-канальный ресивер для домашнего кинотеатра с соответствующим количеством динамиков для прослушивания форматов объемного звучания, таких как Dolby Digital или DTS.
Если вам нужно что-то более «продвинутое», растущее число ресиверов для домашних кинотеатров или раздельных аудио/видеоустройств поддерживают вертикально расположенные или установленные на потолке громкоговорители с верхним каналом для объемного звучания с эффектом погружения, такие как Dolby Atmos, DTS:X или Auro 3D-Audio.
Подробную информацию о параметрах настройки каналов/динамиков/АС и тд см. в руководстве пользователя звуковой панели, аудио/видео-ресивера или в руководстве пользователя аппарата.
Пространственный звук
Dolby Atmos и DTS:X можно считать частью пространственного звукового ландшафта, Sony 360 Reality Audio , THX Spatial Audio и Apple Spatial Audio — три дополнительных примера, которые используются как в колонках, так и в наушниках.