Функция тонарма проигрывателя винила заключается в том, чтобы поддерживать картридж в правильном положении поверх записи и позволять ему двигаться внутрь к центру записи, сохраняя это положение.
Оглавление:
Тонарм проигрывателя винила или детонации коробления
«Тонарм проигрывателя винила — это только одна из многих областей, где вы можете настроить воспроизведение винила в лучшую сторону».
Для этого ему необходимо выполнить несколько задач одновременно. Картридж должен удерживаться в правильном положении — по высоте и под углом — над записью и позволять ему отслеживать канавку по направлению к центру записи. Затем он также применяет правильное количество веса к игле и обеспечивает наличие силы противоскольжения, чтобы предотвратить выстрел картриджа внутрь записи. Наконец, он несет кабели, которые передают сигнал от картриджа к остальной части вашей системы.
Тонарм проигрывателя винила
1. Во многих тонармах горизонтальная ось располагается значительно выше грампластинки. Это плохо – увеличивается детонация при воспроизведении покоробленных пластинок (warp-wow). Игла звукоснимателя, двигаясь по дуге вверх-вниз, всегда производит «скребущий» эффект в горизонтальной плоскости – вперед-назад. И чем выше поднята ось, тем больше этот эффект/дефект – простая геометрия.
Правильным считается расположение горизонтальной оси на высоте, равной половине средне-статистической высоты короблений, т.е. прибл. 1,5 – 2,0 мм над пластинкой (в хороших конструкциях это регулируется). При этом, чем длиннее тонарм проигрывателя винила, тем лучше: дуга перемещений иглы ближе к идеалу – вертикали. Минус – большая эффективная масса.
2. Статически или динамически сбалансированные тонармы?
Вторые лучше. У них центр масс располагается в точке пересечения геометрических осей вращения, а прижимная сила создается пружиной (иногда электромагнитом) Эти тонармы настолько не критичны к любым наклонам ЭП, что работают даже «вверх ногами».
3. О демпфировании НЧ резонанса тонарма.
Польза вязкого демпфирования, которое используют некоторые фирмы (например, SME) сомнительна.
Чем больше вязкость используемой жидкости, тем действительно эффективнее подавление НЧ резонанса, но при этом возникают проблемы на дорезонансных частотах короблений – прижимная сила «дышит» синхронно им, что сопровождается повышением детонации, плаванием вертикального угла воспроизведения и ростом контактных искажений при прохождении подъёмов.
4. S-образные или прямые тонармы?
Вторые предпочтительнее: при прочих равных они обладают большей жёсткостью и меньшей эффективной массой (как и те, что не имеют съёмных хэдшеллов).
5. Силу трения в гориз. оси можно проверить нагружая хэдшел уравновешенного тонарма бумажными «разновесками» (одна клеточка из ученической тетради весит прибл. 1,6 мг).
Для вертикальной оси подойдёт натуральный динамометр – человеческий волос. Предварительно нужно поманипулироать с горизонтальной осью – подобрать правильную длину волоса, используя его вместо грузика, который прежде вывел тонарм из равновесия. Если вертик. ось «тупит», возьмите 2, 3… таких волоска и т.д. Пока тонарм не «зашевелится».
6. Эффективную массу тонарма можно оценить (грубо) проигрывая пластинку на 45 об/мин с большим центральным отверстием.
Предварительно под неё нужно подложить что-нибудь. Например, сигарету. При этом шпиндель диска ЭП должен касаться края отверстия. Малоинерционный тонарм справится с этим тестом даже на скорости 78. А тяжелый может вылететь и на 33-х. Короче, лучше иметь малоинерционный тонарм.
Тем более, что его всегда можно утяжелить, прилепив к хэдшеллу доп. грузик. Если, к примеру, этого требует головка с малой податливостью. А тяжёлый облегчить – значит основательно переделать.
ИТОГИ
Это все довольно логично, но в хвосте есть жало. Таким образом, каждый аспект действия тонарма проигрывателя винила будет влиять на звук.
Поскольку основная масса груза находится на обоих концах тонарма- шелл на одном конце и противовес, уравновешивающий его на другом конце, — корпус самого тонарма, который обычно называют кронштейном, должен быть чрезвычайно жестким и сильный. Любое сгибание или движение в трубке, пока картридж находится на записи, приведет к слышимым помехам в аудиосигнале.
В то же время сам тонарм проигрывателя винила должен сохранять свою общую массу достаточно низкой, чтобы используемые материалы также были легкими. Различные металлы часто встречаются в тонарме, но в последнее время углеродное волокно становится все более популярным.
Проблемы не заканчиваются
Рычаг должен иметь возможность перемещаться таким образом, чтобы обеспечить равномерное прохождение картриджа по пластинке, но, опять же, слишком жесткое расположение в самом сигнале станет слышимым. Результатом действия баланса является то, что некоторые руки предпринимают радикальный шаг, полностью удаляя подшипники и балансируя руку в одной точке. Эта практика, называемая унипивотом, гарантирует, что тонарм проигрывателя пластинок в основном не содержит механического шума, но предъявляет дополнительные требования к картриджу и требует тщательной настройки.
Что это означает для тех из нас, кто не желает или не может потерять несколько тысяч рублей на что-то, что имеет такие ингредиенты, с которыми Роскосмосу будет удобно работать? Ну, несмотря на огромные различия в ценах, некоторые из различных конструктивных компромиссов, которые существуют в дизайне кронштейнов, тонармов и т.д. существуют вплоть до разумно оцененных уровней, когда кронштейн поставляется как часть пакета проигрывателя пластинок.
Процесс принятия решения по использованию подшипников означает, что такие компании, как U-Turn, используют принцип unipivot со своей рукой, в то время как Pro-Ject и Rega предпочитают полную систему подшипников. Желание сделать рукоятку тонарма максимально жесткой означает, что все эти компании изготавливают свою трубку в виде цельного узла с шеллом, прикрепленным непосредственно к ней.
Если у вас есть возможность выслушать различные конструкции и сформировать какой-либо уровень предпочтения одной марки над другой, вполне вероятно, что конструкция тонарма и используемые в ней материалы помогают сформировать это мнение. Таким образом, если вам нравится то, что вы слышите, вы можете принять осознанное решение выбрать продукты с тонармами, которые следуют тем же принципам. Если вы покупаете проигрыватель винила, который позволяет свободный выбор тонарма, вы также можете использовать эти предпочтения, чтобы выбрать производителей и конструкции.
В конечном счете, тонарм проигрывателя винила — это только одна из многих областей, где вы можете настроить воспроизведение винила в лучшую сторону. Ведь контроль над технологиями и вашими симпатиями и антипатиями, и это еще одна часть цепочки, для которой вы можете выбрать правильный компонент и получить звук, которого вы заслуживаете.
Я надеюсь, что это объяснение немного помогло. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам. Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Если вы являетесь производителем, рекламодателем, импортером, дистрибьютором или агентом в области качественного воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, пишите в
ВК или ОК или ИНСТА или по эл. почте: anl555@bk.ru