Привет всем любителям лампового звука! Давно мне предложили для обзора набор из пяти ламп типа EL34 (JJ KT77, JJ EL34 II, Svetlana EL34, Genalex Gold Lion KT77 и Mullard EL34), я ухватился за эту возможность. Мы договорились, что я добавлю в микс несколько своих собственных ламп, в том числе Tung-Sol EL34B и Shuguang 6CA7-Z.
Оглавление:
Сравнение 7 радиоламп EL34
Увы, между получением радиоламп и публикацией этого обзора прошло много времени + работа и семейная жизнь стали более загруженными, чем предполагалось + ремонт в новом помещении для прослушки (теперь я его называю «мой офис»). Положительным моментом является то, что затянувшийся процесс проверки заставил меня работать более тщательно. Считайте это медленно маринующимся обзором для лампового шашлыка.

Откровенно говоря, я рад, что это заняло так много времени, поскольку я боюсь, что если бы я поторопился, то мог бы стать жертвой того, что ученые называют «предвзятостью экспериментатора», которая возникает, когда ожидания относительно результатов искажают результат. Каждая радиолампа EL34, которую я рассматриваю ниже, включая относительно малоизвестные недорогие, в высшей степени пригодна для прослушивания, что свидетельствует о высоком уровне качества производства сегодняшних российских и китайских производителей радиоламп EL34. Я могу порекомендовать их всем. По моему опыту, два наименее удовлетворительных из моих 6L6 и 5881 — это «Святой Грааль» американской NOS-лампы 1960-х годов.
Преимущество использования ламп с небольшими однотактными усилителями, заключается в том, что можно легко скрыть усилитель от глаз и провести слепые тесты. Несколько раз мне помогала моя жена, и я должен признаться, что единственными лампами, которые можно было легко идентифицировать, были Shuguang начального уровня (не рассматриваемые здесь) с их случайными штрихами стеклянности звука и менее чем восхитительными средними частотами, а также сказочные Shuguang черные колбы и Gold Lion KT77, которые выделялись из толпы более плотным басом и большим ощущением динамики.
НО, я не мог различить Shuguang и Gold Lion EL34, ибо вместе они выделялись как равные или лучше радиоламп NOS, которые я пробовал. При прослушке других ламп я не мог отличить их друг от друга, когда слушал вслепую за исключением одного случая, когда я угадал Мулларда, но с тем же успехом это мог быть Тунг Сол, что может звучать похоже. Гораздо проще отличить мерло, каберне совиньон и мальбек, чем различить вакуумные лампы, особенно когда вы оцениваете более полудюжины за раз. У меня не было возможности измерить «шум», поэтому я не пытался, но я прокомментирую поиск деталей, который может служить своего рода прокси для оценки шума.

Для проведения обзора использовалось следующее оборудование:
- Усилители : клон Dynaco, и еще 2 ламповика от хороших мастеров,
- Громкоговорители : все полочники Celestion C1, новые АС клячина модели не знаю, позже на них будет обзор.
- Источники : ЦАП на 9038 и ЦАП на 2х1794.

Уровень субъективности, связанный с обзором нескольких ламп EL34, вероятно, довольно высок — настолько высок, что я не решаюсь записать цифры на бумаге. Сказав это, я могу безоговорочно заявить, что на мой слух три лампы выделялись снова и снова: Gold Lion KT77, черная колба серии Shuguang Treasure 6CA7-Z и новая продукция Tung Sol EL34B. Золотой лев и Шугуан настолько хороши, что мне неудобно объявлять абсолютного победителя, поэтому я присудил им ничью за 1-е место. Однако учет цены дал бы Золотому Льву небольшое преимущество.
Но я также использовал лампы из моей собственной коллекции, в том числе две, которые больше не производятся: RFT Siemens и SED Winged C. Я не буду подробно комментировать эти лампы, но, вероятно, RFT находится чуть ниже двух первых мест от Gold Lion и Shuguang. Я бы поставил СЭД (SED) с Тунг-Солс и Муллард. Без лишних слов, вот мои выводы.
1-е место (ничья): Genalex Gold Lion KT77
По сути, идеальная лампа. Тихий и ненавязчивый звук. Она работает с любым музыкальным жанром. Качество звука не уступает черным колбам от Shuguang, но стоит вдвое дешевле. В этой лампе есть все — огромный запас мощности, массивная воздушная звуковая сцена, но в данном случае воздушность не является признаком тонкости или ненасыщенности средних частот. Для хард-рока и сложной оркестровой музыки вам сюда. С джазом все в порядке, но любители другого звука, ищущие еще более насыщенные средние частоты, могут предпочесть Mullard или Tung-Sols. Высокие частоты необычайно детализированы и четко очерчены, но никогда не бывают стеклянными или резкими.

Эта лампа превосходно очищает микро детали. Бас глубокий и сухой, не такой пробивной, эластичный и зрелый, как у SED Winged C или Tung Sol EL34B, но сухой до костей. Есть ощущение тепла, но эта лампа не мечта меломана. Звук более нейтрален. Это единственный серьезный соперник лучшим предложениям Шугуана и Псване, и опять же, это половина цены . Мой голос за короля семейства EL34.
1-е место: Shuguang Black Treasure 6CA7-Z
Это некий фотофиниш с Gold Lion KT77, и он сводится к личному вкусу и моему уравнению цены. Эта Shuguang может быть, объективно и независимо от цены, лучшей лампой. У этой радиолампы чуть более глубокий бас, чем у Gold Lion KT77. Если деньги не имеют значения, я бы посоветовал шугуанги (Shuguang). Единственным недостатком этой лампы является то, что даже после сотен часов прослушки — и, возможно, в течение всего срока службы лампы — вы услышите стук при запуске, пока лампы не достигнут стабильной рабочей температуры. Это не повлияет на звук, если только вы не используете наушники с небольшим усилителем, и в этом случае эта лампа может не подходить для настольных настроек, если вы не готовы подождать десять минут после запуска. до серьезного прослушивания.

Помимо этих предостережений, Shuguang — замечательная лампа, равная легендам NOS. Это прежде всего мощная звучащая труба с неустанным чувством драйва, движения. В ней есть что-то от эластичности или отскока 6L6 SED Winged C, которые я нахожу очень захватывающими. Её уровень теплоты подобен Золотому Льву. Это самая лучшая лампа для сложного хард-рока и оркестровой музыки — ничего, что вы на нее набросите, не приведет к перегрузке. Гитары пронзительны, необычайно хорошо очерчены, с небольшим количеством укуса и тональной компрессии, присущих Sylvania 6L6 1960-х и 1970-х годов.
Там, где JJ KT77 открыт и воздушен, этот Shuguang более плотно закручен. И когда он набрасывается — бам! — это захватывает. Одним словом, это идеальная лампа. И очень надежна. Это из моего личного тайника; Я использую эти лампы в течение 2-х лет без проблем. Качество сборки не имеет себе равных среди современных моделей EL34.

2-е место: Tung-Sol EL34B — ПОБЕДИТЕЛЬ ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ
Переместите Мулларда и позвольте Тунг-Сол взять на себя управление. У меня есть только одно горячее желание; позвольте мне послушать эту огненную лампу. Когда-то я был сражен новыми Mullard’ами — отличные лампы, чтобы быть уверенным, — но однажды услышал эти Tung-Sol, и я поверил в них. В моем случае это просто лучшее соотношение цены и качества среди современных ламп семейства EL34.

Это теплая, толстая, плотная лампа с тональностью мирового класса для любителей гитарной музыки от Эстебана до Стиви Рэя Вона. Эта лампа относится к семейству EL34: вкус самого лучшего по доступной цене. У Tung-Sol нет явных недостатков. То, что она делает, она делает хорошо.
Она не пытается копать слишком глубоко, чтобы не стать жертвой раздувания, и не стреляет по звездам. Она бесшовная сверху вниз. Никакая конкретная частота не требует внимания. Ламповик не ломается и не звучит глухо, когда включаете свои усилители. Работает со всем и делает гитары и вокал невероятно реалистичными. Пожалуй, самая музыкальная и приятная лампа EL34 из представленных здесь. Никаких следов «клинического» звука не слышно.
ПОБЕДИТЕЛЬ ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ ЗА НЕПРЕВЗОЙДЕННОЕ КАЧЕСТВО ПО ТАКОЙ НИЗКОЙ ЦЕНЕ.

3-е место: Муллард EL34 (Mullard)
Большая часть того, что я сказал о Tung-Sol, относится и к Mullard. Я нахожу их такими же теплыми, такими же эластичными. Но в моем сетапе я нахожу Tung-Sol немного более драйвовым, немного более пробивным. Когда я хочу согреть свои кости у термоэлектронного огня, я выбираю эту лампу. Точно так же, как когда у меня был усилитель на базе EL84, я всегда стряхивал пыль с Mullard нового производства для тепла. Эта EL34 немного скатывается вверху, что делает его хорошо подходящим для плохо записанного яркого прог-рока 70-х.

Пока я не попробовал Tung-Sol, это была моя любимая недорогая лампа EL34. Есть намек на знаменитую тональность SED Winged «C», но по более приятной цене. Не плачь по этому поводу: вот неплохая замена. Когда я хочу, чтобы записи Джорджа Бенсона или Джима Холла плавали, как жидкие ложки масла, я тянусь к этой лампе. Теплый и музыкальный звук, без намека на яркость и богатую середину. Бас адекватный, но ничего особенного.
Просто пропустили на подиум: JJ KT77; JJ EL34 II; Светлана EL34
Позвольте мне повторить, что я был бы счастлив использовать любую из этих трех прекрасных ламп, и, возможно, в другой схеме они могли бы превзойти некоторые из ламп EL34 выше, таких как Mullard и Tung-Sol. Не позволяйте низким ценам на эти лампы настроить вас против них: это замечательные продукты. Я помещаю все эти три лампы в одну категорию, потому что они превосходны, и я не доверяю своей способности ранжировать их с точностью до волоска, имея в виду, на самом деле, какая разница между шестым и седьмым?

Однако мой личный вкус, вероятно, заставляет меня уклоняться от этих ламп EL34. Все они демонстрируют слишком много открытости или воздушности на своих высоких частотах, чтобы я мог поставить их на первое место.

Светлана EL34 удивило меня в этом отношении: лампа была удивительно воздушной и реалистичной, как и высокие частоты всех видов, но, привлекая к себе внимание таким образом, она делала трубу слишком громкой в этом направлении, напоминая мне, что ее басовая доблесть не сравнимо с его способностью перепрыгивать высокие здания одним прыжком. Другие могут предпочесть такую характеристику. Есть любители мяса, картофеля и соуса, но есть помешаны на открытости/воздушности/деталях.
Если не считать поразительных высоких частот, я обнаружил, что это совершенно обычная (в хорошем смысле) лампа EL34, которая делает почти все, что я хочу. Она достаточно быстрая и мощная с хорошим плотным басом. Если бы я никогда не слышал те лампы, которые у меня стоят выше, я был бы очень доволен этой Светланой. Настоятельно рекомендуется для тех, кто любит немного больше воздуха, чем влажности и плотности, мяса.
Я легко понимаю, как некоторые слушатели могут поставить JJ KT77 в один ряд с Gold Lions. Возможно, это самое лучшее значение среди всего множества ламп, рассмотренных здесь .

JJ — потрясающая лампа: мощная, с большим запасом по высоте. Отлично сочетается с хард-роком, великолепно с басом Криса Сквайра. Прекрасно сочетается с классикой, передавая прекрасное ощущение воздуха и звуковой сцены. JJ мог бы легко удвоить цену на эти прекрасные лампы — они того стоят, и даже больше. Так как я жажду немного больше тепла и не слишком забочусь о кранчах, я сбросил JJ со своего подиума, но в духе «прогрессивного» образования Руди не может потерпеть неудачу, и здесь выигрывают все.
Серьезно, мне больно, что я не могу объявить все эти лампы «победителями», включая JJ EL34 II ., лампа, которую я изо всех сил пытаюсь описать, что может быть ее достоинством в том смысле, что, во-первых, она не причиняет вреда. Я не смог найти в этой лампе явных недостатков, равно как и явных преимуществ в категории. Это приятно, и это делает работу. В толпе звезд она, возможно, затмевается, но за его сверстниками трудно следовать.

Отнеситесь к этим рейтингам с ложной долей скептицизма: лично я настроен против тетродов без перегибов, будь то 66, 77 или 88. Все, что я пробовал, за исключением сегодняшнего сопобедителя, Gold Lion KT77, немного не справляются со всеми. Если мне нужна твердотельная четкость, я могу получить ее в своих твердотельных усилителях. Мне не нужно это из моих ламп. Ваш вывод может отличаться. Возможно, вам понадобится только одна хорошая универсальная лампа, и JJ KT77, JJ EL34 II и Svetlana EL34, безусловно, соответствуют этим требованиям.
Сохраните свои деньги. Купите любую из этих семи ламп EL34…