К нам на конкурс пришла статья о переделке КД-плееров. Приветствуем Рагазина Дениса!
Оглавление:
Переделка CD проигрывателей. Общие принципы.
Меня зовут Рагазин Денис, мне 27 лет, увлекаюсь радиоэлектроникой, многим знаком под ником Folk на некоторых аудиофорумах.
— Когда вы впервые услышали музыку?
— В детстве я любил слушать виниловые пластинки на отцовском «Сириус 316 пано». И часто по ночам слушал на нем радио в КВ и СВ диапазоне. На «Радио России» и на «Маяке» вечерами шли музыкальные передачи – «Доктор блюз», «Когда не хватает джаза», «Напрямую с запада» и пр. На КВ диапазоне часто слушал «Народное китайское радио», на нем транслировали национальную музыку, да и просто слушал разные иностранные станции. Позже я сдружился с одним человеком, отец которого заядлый меломан – тут у меня появилась возможность послушать большую коллекцию блюза, рока, джаза и пр. на компакт кассетах. В этот период я уже сформировал свои жанровые предпочтения. Джаз, Блюз, рок и электронная музыка (первое знакомство с альбомом Kraftwerk — Trans europe express)
— Расскажите, про свою авторскую систему, как долго вы её собирали, из чего она состоит. АС усилитель, источник?
— На данный момент система пока до конца не сформирована. Частично это связанно с тем, что приходится арендовать жилье и это накладывает ограничения.
Сейчас «система» включает в себя самодельный цап на PCM1794, ламповый усилитель мощности на Siemens C3g + ГМ5б, и твикнутая акустика Infinity SM-225. В качестве источника использую ПК. В планах приобрести MAC-mini, т.к. это даст существенный вклад в качество звука.
— Какие жанры вы слушаете на этой аппаратуре? К какой категории вы себя причисляете : аудиофилы, меломаны или меломанофилы?
Я больше всего похож на меломана. Жанры слушаю разнообразные, были периоды когда «загонялся» по краут-року, сейчас в основном слушаю синтопоп.
— Что вы хотите пожелать читателям сайта «Звукомания»?
Желаю больше экспериментировать! Ищущий да обрящет. Имеющий уши да услышит. Зрячий да увидит. Имеющий ум да уразумеет.
Твик CD проигрывателей. Общие принципы.
В данной статья я постараюсь поделиться своим опытом твика CD проигрывателей разной ценовой категории. Многие пользователи CD проигрывателей и не подозревают о том потенциале, который еще из него можно выжать! За несколько лет в моих руках побывали проигрыватели начиная от BBK (да! DVD дешевый тоже можно вытянуть!) и в плоть до Vadia 850.
Часть пользователей об этом задумывалась, но иногда их волю «блокируют» разного рода негатив, который льется со страниц форумов, от сторонников «АУТЕНТИЧНОСТИ» аппаратуры, и основным аргументом в их устах является фраза: «ты чё умнее штата инженеров корпорации «ххх»???».
Да инженеры инженерами, какое выдали им техническое задание – то они и сделали (в эпоху HI-FI гнались за цифрами, а не за звуком). Но маркетинг диктует свои правила, нужно сделать дешевле, чем у конкурента, и проще для собственного производства. А из этого следуют разного рода упрощения, в т.ч. и на качестве деталей. Так, что не нужно слушать таких «авторитетов», которые как правило, являются посредниками в покупке-продаже техники. Так же основным аргументом служит фраза: «а как продашь потом?». Хотя я здесь не вижу проблемы, как правило, внешне аппарат может вообще не поменяться (изменится начинка и вес). Такой категории людей читать дальше не советую, ибо надо беречь свое здоровье))
Вы когда-нибудь, любовались фотографиями начинки дорогих CD проигрывателей? Что прежде всего бросается в глаза? Я подскажу: толстостенный корпус, несколько трансформаторов питания, «омедненные» перегородки и т.д. Тут должно подсознательно пробежать искорка – а если я у себя сделаю также или приближенно, получу ли я улучшения?!
Захотели рискнуть? Приступим!
Прежде всего составим стандартный план изменений. Он может варироваться в зависимости от модели плеера и собственных возможностей и желаний. Многие из пунктов могут показаться спорными, но стоит попробовать!
- 1. Отдельное питание для «аналоговой части»;
- 2. Отдельное питания для «тактового» генератора;
- 3. Замена\твик тактового генератора;
- 4. Замена электролитов на более качественные;
- 5. Утяжеление корпуса путем оклейки битумными листами;
- 6. Замена проводки, разъемов и пр.;
- 7. Замена стабилизаторов и операционных усилителей;
- 8. Установка сетевых фильтров.
Пункт 1. Как правило, в плеерах питание цифровой, механической и аналоговой части происходит от одного трансформатора, да и порой от одной шины питания. Чаще всего в аппаратах есть люминесцентные индикаторы, которые славятся своей «шумностью». Поэтому организация отдельного трансформатора для питания аналоговой части дает заметный прирост в звуке! Мы гальванически развязались от источника помех! Прежде чем приступить к выбору нового трансформатора и стабилизатора, необходимо оценить потребляемый ток по этой шине. Допустим у нас есть шина +-12 в. В разрыв шины ставим миллиамперметр и включаем проигрыватель в сеть. При воспроизведении диска считываем показания прибора, например получилось 70 мА. Часто на платах есть перемычки, которые подводят питание к ножкам операционных усилителей (оу)– отпаиваем их, и измеряем потребление у каждого ОУ. Мы получили цифру 70 мА, значит запас по току, который должен обеспечить БП должен быть в 2-3 раза выше. В качестве трансформаторов питания, отлично подходят залитые трансформаторы HANN серии BVEI или заказные.
Новый трансформатор для аналоговой части в Vadia 830
Выбор стабилизатора остается за Вами. Это может быть парочка 7812\7912, еще лучше LM317\LM337 или M5230L с дополнительными эмитерными повторителями (у нее ограничение по току 30 мА!). Так же можно использовать современные малошумящие стабилизаторы типа tps7a3001 и tps7a4901. Их максимальные токи 200 и 150 мА соотв. В стабилизаторе используйте пленочные конденсаторы для шунтов (WIMA и пр.). Выбор электролитических конденсаторов уже зависит от Ваших возможностей, я рекомендую Panasonic FM, FC, Nichicon, Elna. На первых порах подойдет даже CapXon. Диоды – суперфасты, SF16 например.
Denon-CDC1500AE, стабилизатор на M5230L. +-12 В
Схема включения стабилизатора на M5230L. Для напряжения +-12в: R8=3k, R7=18 k.
Пункт 2 и 3. В цифровых схемах очень важное значение играет синхронизация потоков данных
За это отвечает «головой» тактовый генератор. Как правило, он собран на отдельной микросхеме или в виде модуля. Он имеет частоту кратную 44100 Гц (11.2896 МГц, 16.9344 МГц, 22.579 МГц, 33,8688 МГц и т.д.). Что с ним можно сделать? Первое – заменить на современные тактовые генераторы с малым «джиттером» («джиттер» – «дрожание фронта» меандра, который выдает генератор), второе – сделать отдельное питание на него. Важно учесть какое напряжение питания у проигрывателя. Современные генераторы как правило работают от 3.3в, что может составить проблему с согласованием уровней. Здесь нампоможет специальные микросхемы для согласования уровней. Если нету требуемого генератора, то частоту можно уменьшить используя делитель. Например есть генератор на 33,8688 МГц, а нужна частота 11.2896 МГц, соответственно делим частоту 33,8688 МГц на 3 при помощи простой логической схемы с триггерами.
CD Cayin CDT-23
Пункт 4. Как правило, электролиты в цепях питания стоят «обычные, бюджетные»
В цифровых цепях рекомендую ставить Sanyo-OSCon (это конденсаторы, с очень маленьким импедансом) или современные твердополимерные электролиты (Solidpolimer). В стабилизаторах питания обычно ставят микросхемы серии 7805, их необходимо заменить на LouDrop аналоги, не забывая про распиновку, которая может отличаться.
В блоке питания также после выпрямителей можно ставить Panasonic FM, FC, Nichicon, Elna. Еще порекомендую закупить NP0 керамику в SMD исполнении (0,01-0,1 мкф). Она нужна будет для того, чтобы эти блокировочные емкости впаять как можно ближе к выводам питания цифровых микросхем и к выводам стабилизаторов.
Пункт 5. Многим покажется, как может повлиять на ЗВУК оклейка корпуса вибропоглощающими материалами?
Постучите по шасси своего плеера? Как он отозвался на Ваш стук?))
Ответ прост – CD это оптико-механическая система! Любые вибрации передаются на оптику и дальше в виде ошибок чтения поступает в тракт. Кто-то может не согласится с такой простой трактовкой – но это его право. Я орудую своим опытом.
Для оклейки использую листы ШумOFF. Листы толщиной 3 мм. Толщина на мой взгляд оптимальная. Оклеивается шасси проигрывателя, боковые стенки и крышка. Где необходимо удаляются куски. Часто считывающий механизм находится на отдельной площадке – ее тоже необходимо оклеить. Перед оклейкой не снимая защитной бумаги с материала – примеряем и отрезаем. Удобно резать большими ножницами. С обратной стороны есть сетка, по которой можно отрезать кусок виброизоляции ровно. Протерев металлическую поверхность плеера ацетоном, аккуратно наклеиваем материал, и разглаживаем тряпкой по всей поверхности. Обратите внимание, чтобы фольга не имела электрический контакт с платами и др. токоведущими частями! Постучите теперь по шасси и сделайте выводы… )))
Пункт 6. Замена проводки часто является требованием самого заказчика, но замена стандарных проводов на питании цапа, и аналоговых пост-цаповых цепей на моножилу диаметром 0.9-1.0 мм дает хороший вклад в нюансы.
Подчеркиваю в НЮАНСЫ, основной вклад в звук будет вносить элементная база и правильная разводка цепей питания. Разъемы так же по желанию, Кто-то предпочитает родиевые, кто-то не замечает разницу в них. Здесь индивидуально. Тоже самое относится к припою. Можно использовать какой нравится. Хоть и признаться – припои с серебром очень нравятся за качество пайки.
Пункт 7. Про стабилизаторы мы поговорили ранее. Отдельная тема это замена ОУ.
Хорошо если у Вас стоят ОУ в DIP корпусе (с ножками). Здесь все проще, впаиваем панельку (лучше цанговую) и устанавливаем в нее новый ОУ. Для начала можно присмотреться к OPA2132, 2134,134 и при желании меняя ОУ найти подходящий Вам звук. Даже если ОУ имеются в корпусе SOIC, то тоже не надо расстраиваться, можно сделать переходники! Для этого нам нужна цанговая панелька и немного терпения. Выпрямляем ножки ОУ и запаиваем на панельку. Пусть будет не красиво, но кому ими любоваться там? ))
Часто на выходе аналоговой части стоят Mute ключи. Их нужно удалить, как следствие Вы выиграйте в звуке, но могут быть небольшие щелчки при включении аппарата и выборе треков. В случае старых филипсов, эту проблему легко можно решить. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Не редко производители ставят на выходе разделительные конденсаторы, если до него нет постоянной составляющей – Вам сильно повезло! Их можно заменить перемычкой. Иначе придется ставить качественный электролит + шунт из пленки.
Пункт 8. Часто слышу мнение, что сетевой фильтр портит звук.
Сложно дать какой-то определенный ответ. Например, я устанавливаю сетевые фильтры для каждого трансформатора. Благо сейчас не проблема купить синфазные дроссели и X2 конденсаторы. Здесь выбор так же за Вами.
Вот мы рассмотрели все основные моменты твика CD плееров. Понятно, что это необъятное поле, и сложно все описать в одной статье. Как правило, каждый плеер требует индивидуального подхода. Все твикнутые плееры великолепно работают и радуют своих владельцев звуком. Многие на основе такого твика, решили пойти дальше, а именно выности трансформаторы питания в отдельный корпус и организовать низкоомный выход.
Надеюсь статья была хоть в чем-то полезна Вам. Дерзайте и все получится! 😉
От себя лично и от проекта «Звукомания» пожелаем Денису самого лучшего и отличного звука! Также желаем не останавливаться на достигнутом звуке и совершенствовать свою авторскую систему!
И найти «Свой звук»!
Я надеюсь, что статья «Маяк 233» хоть как то немного помогла.
Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
[subscribe2]Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.
ИМХО — ахинея.
Особенно про оклейку корпуса. Там были такие строки — «СД — это оптикомеханическое устройство, бла-бла, колебания вызывают ошибки.».
Так вот, ошибок там быть не может благодаря избыточности кодирования информации на цифровых носителях, в частности системы коррекции ошибок . Сигнал либо есть либо его нет — плохим он быть не может.
Всё вышесказанное имхо, ведь тут написано — «комментируйте.» К здоровой полемике готов.
Хотел прочитать эту статью…..хватило шапки, сразу понятно глубокое понимание предмета увлечения….
Нет такого проигрывателя сд vadia 850 -а есть Wadia 850!
И еще момент, прежде, чем лезть в работающий аппарат подумайте, может его стоит продать как есть, в аутентичном состоянии, и купить уже то, что будет более отвечать текущим запросам?
п.с. В последнее время я отговаривая своих товарищей по увлечению от покупки сд плеера…..не вижу в нем будущего, тем более если коллекции фирмовых дисков ничтожная…Сейчас будущее цифрового аудио за CAS! и это уже не изменить…