Вы, наверное, уже давно знаете, что интерес к виниловой пластинке возрождается. Однако я хочу сказать несколько интересностей, которые могут расстроить некоторых читателей сайта Звукомания, которые слушают винил.
Когда у меня была возможность поэкспериментировать, всегда оказывалось, что я могу улучшить звучание виниловой пластинки. И часто это не занимало много времени. Проигрыватели винила могут звучать нормально, но играют ли они на том уровне, на котором бы могли? В большинстве случаев — нет.
Оглавление:
Как должен звучать проигрыватель винила
Честно говоря, кто знает, как на самом деле должен звучать наш виниловый проигрыватель пластинок?
По правде говоря, ни у кого из нас нет этой информации, и (за некоторыми исключениями) она может включать мастеринг-инженера.
1. RIAA
Большинство из нас воображают себя крутыми аудиофилами, которые не испортили бы свои установки эквалайзером — аналоговым или цифровым. Я не могу припомнить, чтобы многие аудиофилы отвечали ДА на этот вопрос: «Вы бы использовали полнодиапазонный эквалайзер в своей системе?» И все же каждый раз, когда мы слушаем пластинку, звук проходит не один, а два эквалайзера! Сначала кривая мастеринга RIAA вводится в сам пласт, а затем мы должны воспроизвести пластинку через каскад фонокорректора, который содержит RIAA ( некий эквалайзер) с зеркальным отображением, чтобы вернуть нас к «плоскому» отклику.
Эта ситуация предполагает точные зеркальные кривые (запись и воспроизведение), что, по правде говоря, происходит реже, чем мы думаем. На разных фонокорректорах акценты звуковые немного различаются. Раньше в записях до RIAA использовались собственные «внутренние» кривые эквалайзера.
Итак, у нас есть два эквалайзера, и они в любом случае могут быть неточно эквалайзированы для некоторых наших виниловых записей (особенно если у вас встроенный фонокорректор).
2. Купить внешний фонокорректор
Большинство аудиофилов обращают внимание, когда видят электронную конструкцию, в которой удалось обойтись без дополнительного каскада усиления, но по какой-то причине они пропускают через дополнительный встроенный фонокорректор с относительно высоким коэффициентом усиления. Кроме того, если у нас есть картриджи с подвижной катушкой, мы же можем купить внешний фонокорректор высококачественный, чем встройка.
Тот же вопрос эквалайзера, требуется такое же усиление, только теперь мы добавили в уравнение еще больше кабелей и соединений.
Конечно, это полностью противоречит тому, что мы засвидетельствовали — или к чему привели — считаем лучшим — наименьшее количество каскадов усиления, наименьшее количество соединений и кабелей, но, — это аналоговый сигнал, так что не обращайте на него внимания!
3. Изменение звука на высоких частотах в центре пластинки
Вы никогда не увидите упоминания об изменении звука на высоких частотах, когда вы продвигаетесь дальше в центр пластинки. Другими словами, требования могут потребовать незначительного (а иногда и серьезного) изменения высоких частот по мере приближения иглы к внутренним канавкам.
4. Искажения внутренней канавки пластинки
К сожалению, нет никаких технических достижений, которые бы значительно уменьшили искажение внутренней канавки — это просто часть виниловой пластинки.
5. Самый лучший картридж
- Вы знаете, что нет двух (одной марки и модели) звукоснимателей одинакового звука, верно?
- Вопрос — это тот, что у вас лучший по звуку картридж?
- Вы сравнивали его с другими картриджами того же производителя и того же номера модели?
Нет, я всего лишь просто спрашиваю…
Я помню, как перебрал несколько картриджей Ортофон, чтобы найти тот, который не звучал бы слишком резко, слишком тонко, слишком тяжело по НЧ, меньше ошибался и так далее.
К счастью, современные картриджи намного лучше и стабильнее по своим характеристикам.
- Но вы же знаете, что они все еще звучат не одинаково, верно?
6. Толщина виниловых пластинок — разная!
Различная толщина пластинок будет означать, что часто вы не будете проигрывать свои пластинки с оптимальным SRA / VTA. Собираетесь ли вы перенастраивать для каждой записи или просто жить с результирующей деградацией звука.
Я знаю одного аудиофила, который разработал повторяемую и довольно простую технику настройки SRA и когда он меняет картриджи, и ему приходится настраивать все заново!
7. Эталонный формат — эталонный звук
Когда я слышу утверждение аудиофила, что аналоговые пластинки доставляют вам музыку в истинном эталонном качестве, это просто указывает на то, что они никогда не слышали настоящую мастер-кассету (не коммерческую копию) по сравнению с получившейся коммерческой пластинкой.
Перецифрованный винил делает звук сломаным — не хватает динамики, тембра, воздуха и присутствия. Никакой проигрыватель — любой ценой — не сможет преодолеть разрыв между мастер-лентой и пластинкой с мастерингом. И даже при использовании правильно настроенного проигрывателя / фонокорректора.
Сейчас растет группа аудиофилов, которые платят большие деньги за второе поколение — часто третье или даже хуже — копии мастер-лент. И они говорят, что эти копии намного лучше, чем соответствующие пластинки.
8. Настройка проигрывателя винила
В наши дни любой, кто готов приложить усилия и потратиться на прослушивание виниловых пластинок, должен был правильно выполнить основные механические аспекты настройки своего проигрывателя винила.
А теперь есть ряд полезных инструментов, которые делают механический аспект задачи достижимым. Когда я упоминаю, что все еще сталкиваюсь с проигрывателями, которые терпят неудачу, это редко связано с механической настройкой — вылетом, азимутом и т.д. Это действительно хорошие новости.
9. Противовес и картридж
Еще один механический аспект, который иногда может быть решен, — это переменное соотношение момента инерции противовеса и картриджа (если такая опция доступна).
Это может существенно повлиять на динамику.
10. Фонокорректор, вертикальная прижимная сила, VTA / SRA и антискейт
Области, которые, кажется, неизменно выигрывают от немного большей работы, — это хороший фонокорректор, вертикальная прижимная сила, VTA / SRA и антискейт.
Я НЕ думаю, что измерители могут выполнить эту работу — вам нужно СЛУШАТЬ эти эффекты. И они взаимосвязаны — как и комнатная температура (которую часто игнорируют).
11. Правильное направление настройки
Наконец, если основная система не была подключена для «прослушки в комнате», как может любитель винила узнать, в правильном ли направлении идут его / ее настройки?
Это напоминает мне людей, которые наслушавшись видео систем из Ютуб и в какой-то момент просят послушать какой нибудь звуковой аппарат, потому что они «знают это всё как звучит».
12. Нужно ли упоминать про поверхностный шум пластинки?
Это довольно болезненная тем для многих…
Итоги — Как должен звучать проигрыватель винила?
Когда цифровая система сделана правильно или, по крайней мере, неплохо, музыка может течь и уносить ваши сердечные струны далеко. Хотя я люблю слушать свой винил, в течение нескольких лет, предпочитаю всё же отлично настроенные цифровые комплекты по ряду причин (в основном из-за недостатка времени), для меня все мои цифровые архивы на 3 серверах-NAS более предпочтительны.
Большинство моих читателей, подписчиков, клиентов предполагают — и часто упоминают — что одна из причин, по которой звук такой приятный для прослушивания, заключается в том, что я слушаю «Hi-Rez» в цифровом формате, но нет, это у меня много разных, в том числе и цифровой материал 16 / 44.1, сделанный с тщательной осторожностью. Эта новость обычно становится для них большой неожиданностью.
При всем вышесказанном я хотел бы, чтобы не было этого разделения по источникам, но это очень реально. И, может быть, это здорово, если нас так увлечет.
Было бы неплохо, если бы некоторые аудиофилы остановились и подумали, прежде чем заявить, что их воспроизведение винила является лучшим / более точным / носителем с более высоким разрешением. Может быть, это для них (ЕСЛИ они решат проблемы, указанные выше), но в наши дни это не обязательно для других.
Ведь цифровые предложения хороши и стоит того, чтобы изучить их сейчас, хотя бы по той причине, как архивирование ваших любимых аналоговых пластинок. И да, в некоторых случаях звук лучше…
«..оцифрованные с высоким битрейтом и разрядностью хорошо изданные виниловые пластинки (диски) звучат не в пример лучше компакт-дисков с их “сухим” звуком..» Ага. А еще среди магнитофилов постулирует идея, что записанный на ленту СD начинает звучать как винил (настоящий) :))