Что такое Free Jazz?

Free Jazz

Free Jazz

Фри-джаз (Free Jazz) возник из основного принципа, знакомого большинству музыкантов (да и большинства певцов): узнай правила, а потом нарушай их.

Что такое Фри-джаз?

Подобно авангардному движению в изобразительном искусстве, фри-джаз был попыткой порвать с традициями джаза и создать что-то совершенно новое. По мере того, как джазовые музыканты привыкали к импровизации , возникло новое звучание: экспериментальное, неортодоксальное и бунтарское.

Движение фри-джаза возникло в 1960-х годах как отказ от традиционных музыкальных структур: таких вещей, как мелодия, гармония и последовательность аккордов.

Левчук Александр Николаевич©
Левчук Александр Николаевич->

Из-за того, что в нем преобладает элемент экспериментирования, фри-джаз не поддается описанию. Фри-джаз чаще всего играют в основном отдельные лица или небольшие группы, практикующие коллективную импровизацию. Было также несколько Фри-джазовых групп.

Evan Arntzen - Countermelody
Evan Arntzen — Countermelody

Фри-джазовые музыканты позволяют себе «примитивизироваться» — другими словами, вернуться к более дикой и свободной форме джаза, отдающей дань уважения религиозным корням джаза. Фри-джаз также черпает вдохновение в других жанрах музыки, от современной до мировой музыки. Фри-джазовые музыканты часто экспериментируют с необычными инструментами из других культур, а иногда просто изобретают свои собственные. Например, великий Джон Колтрейн, американский джазовый саксофонист и пионер движения фри-джаза, иногда использовал флейту во время своих живых выступлений.

афро кубинский джаз
афро кубинский джаз

История фри-джаза

Корни фри-джаза восходят к нью-йоркскому джаз-клубу Five Spot в Бауэри. Как гласит история, альт-саксофонист по имени Орнетт Коулман пришел в клуб в 1959 году и начал играть джаз в произвольной форме на своем пластиковом саксофоне. Коулман назвал свой новый стиль «фри-джазом» и выпустил альбом Free Jazz (1960), от которого движение получило свое название.

free-jazz-a-collective-improvisation
free-jazz-a-collective-improvisation

Как и большинство авангардных движений, фри-джаз поначалу держался в стороне. Влиятельные великие люди разделились во мнениях относительно достоинств нового жанра: Майлз Дэвис и влиятельный джазовый трубач Рой Элдридж держались на расстоянии, в то время как композитор Леонард Бернстайн считал Коулмана гением. Но по мере того, как мятежный дух 60-х брал верх, мнения менялись.

Саксофонисты Джон Колтрейн и Эрик Долфи были одними из первых, кто последовал за Коулманом; Вскоре к ним присоединились пианист Сесил Тейлор и Альберт Эйлер, чей стиль фри-джаза черпал вдохновение в музыке госпел.

John Coltrane — A LOVE SUPREME
John Coltrane — A LOVE SUPREME

Вскоре отдельные личности уступили место свободным джазовым группам, которые помогли придать этому жанру легитимность. Пианист и композитор Сун Ра руководил своим собственным биг-бэндом в стиле фри-джаз в своем нонконформистском стиле, в то время как такие группы, как Art Ensemble of Chicago, добились большего успеха в Европе, где фри-джаз был широко принят, во многом благодаря немецким и британским музыкантам, таким как саксофонист Эван. Паркер.

Общие характеристики фри-джаза

В отличие от других форм джаза, построенных вокруг определенной структуры, таких как блюз с 12 тактами, ключом к фри-джазу является импровизация. Тем не менее, есть определенные характеристики, которые стали определять стиль на протяжении десятилетий.

John Coltrane - Lush Life SACD Mono
John Coltrane — Lush Life SACD

Использование различных инструментов Free Jazz

Наиболее распространенными инструментами в джазе являются фортепиано, саксофон, бас и барабаны.

Nu Jazz
Nu Jazz

Фри-джазовые музыканты начали экспериментировать со скрипками, кларнетами, флейтами и другими ударными инструментами. Более необычные инструменты, используемые в фри-джазе, включают арфу, укулеле и даже волынку.

Циклы диатонических аккордов

Иногда исполнители фри-джаза используют циклы диатонических аккордов — аккордов , полученных из нот ключа.

 A Love Supreme - John Coltrane Live In Seattle!
A Love Supreme — John Coltrane Live In Seattle!

Таким образом, можно различить некоторое влияние раннего джаза на фри-джаз, но лучшие музыканты фри-джаза умеют приостанавливать эти паттерны или инвертировать их последовательность, чтобы создать что-то действительно новое.

Выражение эмоций Free Jazz

Как и другие формы джаза, фри-джаз больше связан с выражением эмоций, чем с выполнением сложной гармонической структуры.

Master Music - Jazz Vocal Audiophile Collection - Harmonix
Master Music — Jazz Vocal Audiophile Collection — Harmonix

Обладатель премий «Оскар» и «Грэмми» джазовый музыкант, пианист и композитор Херби Хэнкок считает, что речь идет о простом, но часто сложном акте передачи своего человеческого опыта другим.

Смещенные ритмы Фри Джаз

Импровизация над смещенными фразами может быть сложной, но она также может открыть для вас неожиданное вдохновение. Смещение ритма означает смещение музыкальных фраз так, чтобы они приземлялись раньше или позже того места, где ухо привыкло их слышать. Это придает произведению неожиданное звучание и делает его интересным для прослушивания и исполнения.

Игра соло Free Jazz

Для многих фри-джазовых музыкантов игра в одиночку дает уровень свободы, которого невозможно достичь при игре в группе. Соло-исполнителям не нужно придерживаться определенного темпа или тональности; они могут произвольно изменять форму песни, повторять части, которые не предназначены для повторения, или опускать целые части.

Пять известных исполнителей и исполнителей Free Jazz

Орнетт Коулман

Коулман начал играть на альт- и тенор-саксофоне подростком в Лос-Анджелесе в 50-х годах и вскоре начал играть в танцевальных и ритм-н-блюзовых группах.

Орнетт Коулман
Орнетт Коулман

Днем учился гармонии, работая лифтером; по ночам он часто посещал подпольные джаз-клубы, играя на своем дешевом пластиковом альт-саксофоне. Ему приписывают разработку так называемой «гармолодической теории» импровизации: отказ от гармонических паттернов и смены аккордов в пользу импровизационного стиля, который более непосредственно атаковал мелодию песни.

Джон Колтрейн

Колтрейн обучался игре на кларнете и альт-саксофоне. В начале своей карьеры он был известен импровизированными соло под влиянием африканской и индийской музыки.

 JOHN COLTRANE BLUE TRAIN
JOHN COLTRANE BLUE TRAIN

Колтрейн перешел к полноценному фри-джазу в период с 1965 года до своей смерти в 1967 году, практикуя более свободную импровизацию, основанную на заранее подготовленных гаммах. Хотя его набег на фри-джаз разделил критиков, многие считают этот период одним из самых важных в его карьере.

 

Сесил Тейлор

Один из ведущих фри-джазовых пианистов, Тейлор находился под влиянием других джазовых пианистов, таких как Дюк Эллингтон, Телониус Монк и Гораций Сильвер.

Сесил Тейлор
Сесил Тейлор

Предприимчивый музыкант, Тейлор в середине 50-х возглавлял свои собственные джазовые группы в Америке, но часто подвергался остракизму за свой свободный стиль. Как и многие фри-джазовые музыканты, Тейлор нашел более теплый прием в Европе, где он сотрудничал с музыкантами-импровизаторами-единомышленниками, такими как Эван Паркер и Хан Беннинк.

Free Jazz
Free Jazz

Эрик Долфи

Долфи, оказавший большое влияние на фри-джаз, часто импровизировал на деревянных духовых инструментах. Он начал играть на кларнете, гобое и альт-саксофоне в Лос-Анджелесе, прежде чем присоединиться к биг-бэнду Роя Портера в 1940-х годах.

Эрик Долфи
Эрик Долфи

Переехав в Нью-Йорк в 60-х, Долфи сотрудничал с такими людьми, как Чарльз Мингус и Джон Колтрейн. Его прославили за то, что он представил флейту и бас-кларнет в импровизации в стиле фри-джаз, что позволило другим артистам найти новые способы музыкального самовыражения.

Альберт Эйлер

Тенор-саксофонист начал играть со своим отцом в церкви, прежде чем в подростковом возрасте гастролировал с ритм-н-блюзовыми группами.

Альберт Эйлер
Альберт Эйлер

После игры на тенор-саксофоне в оркестрах армии США, он начал постепенно расширяться, отчуждая стандартные гармонические практики и все больше и больше экспериментируя с фри-джазом.

Adele - 30
Adele — 30
Я надеюсь, что эта статья « Free Jazz » немного помогла. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы мы могли вернуться к вам. 

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях.

Вам нужен хороший фонокорректор, новый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…

Будут вопросы пишите помогу чем смогу это моя цель и программа, помогать людям найти свой звук.

Желаю удачи в поиске своего звука! На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Похожие сообщение