Произведения «Симфония 4, 5 и 6» Петра Ильича Чайковского, написанные в России в период с 1877 по 1893 год, являются не только лучшими достижениями композитора, но и являются лучшими оркестровыми в течение последних ста лет. Почти каждый крупный дирижер записал эти произведения хотя бы один раз.
Оглавление:
Чайковский Симфонии 4,5 и 6 / Венская филармония и Дирижер Герберт фон Караян / переиздание Esoteric
В случае с уважаемым дирижером Берлинской филармонии Гербертом фон Караяном, он записал его как минимум три раза (возможно, еще), причем на этом пути было еще много отдельных записей. Два были записаны в Берлинской филармонии под управлением EMI и Deutsche Grammophon в 1960-х и 70-х годах соответственно. Последний был снова записан Deutsche Grammophon в 1985 году, на этот раз с Венской филармонией, с другим оркестром Караяна.
Своей Четвертой симфонией он достиг своей зрелой формы как композитор. Это была его самая захватывающая и драматическая работа, её открывают первое движение с мотивом, представляющим «роковую силу, которая мешает человеку достичь цели счастья», по мнению самого композитора это удачный выбор, учитывая контекст, в котором он состоит.
Эта работа была написана после неудачного и недолгого брака Чайковского, который был обманом, чтобы скрыть всё от слухов, с которым он в конечном счете смирился. Однако, является одним из самых радостных когда-либо написанных этим гением. Как и «Пятая» Бетховена, «Четвертая» Чайковского — это история триумфа над судьбой.
Но пятая симфония Чайковского более медленная и задумчивая, рефлексивная и интроспективная работа. Композитор набросал краткое описание программы с пометкой «полная отставка перед судьбой». Историки предполагают, что эта симфония была попыткой Чайковского оживить его артистизм после того, как Четвертая симфония и Симфония Манфреда загнали его в некую тематическую эстетику.
Шестая, пожалуй, самая печально известная работа композитора, которая вызвала большое замешательство в богеме. Чайковский написал пьесу за несколько месяцев и недель до своей смерти от холеры в 1893 году. Он назвал ее просто «Патетическая», которая была переведена на французский как «Патетика», это название используется в большинстве изданий сегодня.
Это небольшое недоразумение было усугублено одержимостью 20-го века гомосексуальностью Чайковского, (хотя я не верю в это), что привело к дикому распространению теорий заговора, связанных с его смертью.
Самое популярное заблуждение состоит в том, что композитор написал свою Шестую симфонию как музыкальную предсмертную записку, печальное прощание. Несмотря на это распространенное заблуждение, нет никаких доказательств того, что Чайковский умер от самоубийства, или каких-либо доказательств того, что он был необычно подавлен или фаталистичен в последние месяцы. Кроме того, он был взволнован и оптимистичен в отношении того, что он считал своей лучшей симфонической работой.
Все стилистические сильные стороны композитора показывают полный расцвет в этой работе, от неистовых кульминаций до самых навязчивых и красивых мелодий. Настоящим поворотом является героический марш в 3-й части, который уступает скорбному и летаргическому финалу в 4-м. На этом этапе зрители почти традиционно хлопают по окончании 3-й части, ошибочно думая, что пьеса закончена.
Исполнение в этих записях очень интересное, и даже отступление от предыдущих интерпретаций Караяна. Игра в Венской филармонии здесь технически очень хорошая, технически все соответствует общеизвестно высоким стандартам, которыми славится оркестр. Стилистически игра немного необычна для Чайковского. Караян берет общий медленный темп, и в мелодических линиях явно отсутствует движение и направление. Кульминации Fortissimo являются громкими и прямыми, как они должны быть, но в целом не хватает драматического взлета и падения, что делает сочинение Чайковского настолько захватывающим. Это было такой же проблемой в его предыдущих записях Берлинской филармонии, но здесь это определенно заметный ущерб.
Я не знаю, сколько из этого — исполнение, а сколько — техника записи, но «скучно» — это слово, которое я могу с честью использовать для описания большей части этих выступлений, особенно в «Пятой симфонии. В частности, в начале первого движения, открывающемуся преследованию кларнета, сопровождаемому большим количеством ветра, не хватает динамического направления, которое придает ему эмоциональный вес.
Четвертая симфония определенно лучшая в этом альбоме
Темпы по-прежнему слишком медленные, на мой взгляд, и часто снова наблюдается недостаток направления, особенно в первой части, но финал сохраняет триумфальный блеск и компенсирует предыдущий недостаток динамизма. Проблема с этими выступлениями в целом заключается в том, что я не знаю, что они пытаются сказать.
Существует общая школа исполнения Чайковского, примером которой являются выступления трех М: (Мравинского, Монте и Маркевича), в которых используются довольно оживленные темпы с передовым драйвом, который не слишком романтизирует и без того романтичную музыку, и есть Бернштейн, который стремится выжать каждый грамм страсти из каждой ноты.
Музыка с мрачными темпами и режиссурой, хотя и довольно консервативен в музыкальном плане. Добавьте к этому естественный мягкий и темный звук, который Караян требовал от своих записей, и мое скромное мнение состоит в том, что это довольно скучные исполнения того, что должно быть страстным и захватывающим. Я скорее наслаждался исполнением Четвертой симфонии здесь, но Пятая и Шестая оставляли желать лучшего.
Этот недавний проект переиздания Esoteric, по общему признанию, немного не доделан
Из многих записей, получавших аудиофильский звук в последние годы, мало что понравилось (особенно цифровых) 1980-х годов. Первые цифровые технологии, которые использовались в 1980-х годах, дали мне несколько неприятные результаты: записи звучали довольно гладко, с унылыми струнами и несколько квадратными и нереалистично звучащими духовыми инструментами. Конечно, динамика могла быть звездной благодаря компакт-диску и отсутствию потенциала для отслеживания ошибок, но частоты и текстуры были принесены в жертву, по крайней мере, в первые дни. У меня нет оригинального CD или пластинки этой записи для сравнения этого релизана SACD, но у меня есть несколько цифровых пластинок Deutsche Grammophon 80-х.
Согласно их собственным примечаниям, этот набор был сделан в 96/24 бита с оригинального цифрового мастера, который был сделан в Redbook 44/16 бита. Получение хорошей звучащей записи в формате DSD из такого мастера с низким разрешением, безусловно, является сложной задачей.
Итак, как он звучит?
Ну, довольно мрачно, что неудивительно, если учесть запись Караяна, это было его обычным стандартом, особенно в последние годы. Динамика довольно впечатляющая, с кульминацией и хорошими ударами, звучащими довольно потрясающе. Проблема, с которой я сталкиваюсь, заключается в том, что по какой-то причине громкие звуки звучат довольно громко и не имеют четкости. Например, всякий раз, когда перкуссия заметна, гулкость захватывает звуковую сцену и размывает любое определение или оркестр в целом, вы больше не слышите инструменты, но вместо этого всё здесь «громко». Кроме того, струнам не хватает текстуры, из-за которой они звучат как настоящие вибрирующие инструменты в зале. В частности, начало нот или частот «исчезает», а не начинается.
Все эти проблемы, я сомневаюсь, являются виной Esoteric. Это лейбл, который постоянно заботится о своем мастерстве, и это, безусловно, лучшая цифровая запись 80-х, которую я когда-либо слышал от Deutsche Grammophon. При этом, я не думаю, что эта запись может выйти за пределы ограничений, которое является резким ранним цифровым, смешанным с отсутствием реалистичного тембра инструмента, особенно заметного в звуках струнных и деревянных духовых инструментов.
Записи таких важных музыкальных единиц как Венская филармония и Герберт фон Караян, всегда будут важны, и этот набор не является исключением. Это выдвигает на первый план дирижера в его карьере с репертуаром, с которым он был хорошо знаком и записал много, много раз. По этой причине такой набор имеет определенное значение, и в Esoteric создали то, что, как я предполагаю, является окончательной проблемой такой записи.
Для читателей Звукомания, желающих приобрести сет Чайковского в аудиофильном звучании, я думаю, что есть несколько лучших вариантов.
DG выпустил замечательный виниловый набор AAA из 4,5 и 6 штук с Мравинским и Ленинградской филармонией, который станет отличным началом для тех, кто ищет копии этих произведений.
Также есть набор Пьера Монте, выпущенный с Бостонской симфонией на RCA в 60-х годах, который, возможно, имеет лучшее качество звука из всех, доступных на оригинальном виниле Living Stereo, классических записях переизданий прошлого десятилетия или на SACD несколько лет назад. Не такой огненный, как ленинградский, Монте, тем не менее, дает захватывающую интерпретацию.
Для преданных Караяна, я думаю, что его лучший вариант середины 70-х от DG с Берлинской филармонией, доступный по дешевке на оригинальном виниле, и избегает большинства проблем, которые я слышал в этих более поздних записях. Если вы хотите, чтобы Караян интерпретировал эти работы, я думаю, что эти наборы — лучший вариант.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…