До появления специального оборудования в православных храмах обходились без звукоусиления. Особенности архитектуры, искусство чтецов и клироса компенсировали неудобства для прихожан, однако когда появилась возможность сделать звук более сильным, тема была быстро подхвачена. На многих форумах, в группах ведется обсуждение того, какие технологии звукоусиления можно использовать в культовом сооружении. С одной стороны, храмы должны строиться с уже готовыми решениями, в реставрируемых же зданиях продумать систему звукоусиления следует до того, как будут выполнены отделочные работы.
Оглавление:
Звукоусиление на богослужении в православном храме
С другой стороны, важно сохранить аутоидентичность церквей, не нарушить в них особую атмосферу, которая создана за счет благолепия убранства, паникадила, иконостаса, света из окон, украшенных витражами и т. д. Микрофоны и провода могут нарушить созданный образ, поэтому подбираются решения, позволяющие максимально спрятать «признаки цивилизации».

Микрофоны
В православном храме используются инсталляционные и беспроводные микрофоны. Первые разделяют на 3 группы:
- «пушки» — монтируются в держатель, подобные используются в комплексе с видеокамерами, их можно аккуратно спрятать за багетом большой храмовой иконы, в иконостасе в месте, где диакон или священник чаще всего произносит возгласы и молитвы;
- Goose Neck – монтируются на держателях разной длины. Наиболее удобным считается разъем XLR;
- подвесные – располагается с легком капсюле, который легко подвешивать в месте, где потребуется усиление звука.
Беспроводные микрофоны также разделены на 2 вида: петличный (используемый во время проповеди с амвона) и ручной (на стойке, используется при совершении молебнов, чтения акафистов, пассии).
Стандартный набор микрофонов в храме включает в себя 4 точки инсталляционных устройств и 2 радиолинии.

Микшерная консоль
Система должна быть подобной Public Address, звук будет разбиваться на несколько площадок. В идеале нужен микшер с большим количеством шин микширования. Чаще всего используются цифровые пульты с обширной матрицей, ведь оперативное управление не требуется.
Обычно выделяют такие зоны:
- алтарь;
- солея — левый-правый громкоговоритель;
- храм — левые-правые тыловые (surround) громкоговорители;
- притвор;
- колокольня;
- внешний периметр.
Громкоговорители
Так как диапазон частот ограничен человеческим голосом (100-1000 Гц), достаточно акустической системы с динамическими головками с диаметром диффузора от 6 до 8 дюймов. Их необходимо располагать на высоте 2-2,5 м с направлением вниз под углом 20-30 градусов – как можно ближе к адресатам.
