Привет всем любителям хорошего звука. На этот обзор-прослушку Yamaha CA-2000 меня пригласил знакомый местный меломан В.В.Р, а вот ФИО он пожелал полностью скрыть. Я не мог прийти с пустыми руками и принес 2шт. внешних ЦАП и 2 усилителя для теста-прослушки.
Немного истории про усилитель Ямаха CA-2000
Первый Yamaha CA-1000 получил широкое признание, и в 1974 году он был обновлен до Yamaha CA-1000 II, а затем снова в 1976 году до Yamaha CA-1000 III. Первое обновление было улучшенной версией Ямаха CA-1000, в то время как второе было фактически полным изменением модели, и в то время была добавлена модель более высокого уровня — Yamaha CA-2000.
С 1974 по 1976 года Yamaha выпускала отдельные усилители высшего класса Yamaha B-1, Yamaha C-1, Yamaha B-2, Yamaha C-2, уже заняв достойное место в качестве производителя звука, а с Yamaha CA-2000 начала выпускать и поддерживать функциональность в отдельных усилителях, имею ввиду встроенные платы, такие как фонокорректор, усилитель для наушников, а иногда фонокорректор MC и регулировки тембра, по существу, такие же, как в Yamaha C-2.
Основной темой Yamaha CA-2000 было улучшение отношения сигнал / шум, и компания Yamaha разработала двойной полевой транзистор и сверхмалошумящую ИС и использовала их довольно успешно по тому времени. Внутренняя компоновка была полностью переработана с помощью 4-позиционного потенциометра, который контролировал громкость как до, так и после регулировки тембра, чтобы минимизировать остаточный шум при низкой громкости, и селектора входов с использованием универсальных соединений для минимизации длины пути прохождения сигнала путем прямого подключения печатной платы и задней панели.
Естественно, усилитель мощности у Yamaha CA-2000 имел класса A / B. В классе B выходная мощность составляла 120 Вт + 120 Вт (20 Гц – 20 кГц, 0,03% THD, оба канала задействованы), а в классе A 30 Вт + 30 Вт, что вдвое превышает мощность первого Yamaha CA-1000. В те времена было популярно использование ленты для записи в прямом эфире и записи с FM, поэтому для этого были предусмотрены в усилителе Yamaha селектор выхода записи (позволяющий записывать источник, отличный от того, который слушается) и стрелочки с выбираемым мониторингом выхода АС / выхода записи.
Стрелочки были добавлены, чтобы повысить привлекательность устройства как простого продукта, но он не обязательно соответствовал концепции простоты дизайна Yamaha. Даже в этом случае связь с Yamaha CA-1000 не прервалась, и добавился внешний вид точного управляющего усилителя Yamaha C-1 с такими же стрелочками. Обратите внимание, что внешний вид был таким же, как и у Yamaha CA-1000 III, но буквы вокруг регуляторов громкости и тембра были изменены с простых цифр на показания в децибелах, и это утверждение о производительности контрольного усилителя было единственным идентификатором, кроме номера модели.
Прослушивание/впечатления
Звук из хорошого внешнего ЦАП цифровой можно охарактеризовать как мягкий, но не детальный, какой я привык слушать в более современных усилителях. Это типично для винтажных усилителей и вообще для Yamaha CA-2000. Добавим, что у него очень хороший бас и у этого уся есть возможность воспроизводить большие динамические прыжки, но не всегда, иногда будто что-то мешает выдать на-полную.
Инфразвук от записи «Malia & Boris Blank — Convergence», который так хорошо определил возможности многих акустика + усилитель по низким частотам неплох, но увы далёк до звания лучшего.
«Hi-fi — Запоминай»
Некторые треки из этого альбома, особенно начало композиций очень интересны для тестов. По правде говоря, цена за Ямаха 2000 довольно большая от 50 000 до 66 000руб! Да, эти винтажные усилители Yamaha когда-то были ошеломляющими по звуку, но сейчас увы не дотягивают до стандарта цифрового, я имею ввиду высокого качества разрешения форматов РСМ и DSD.
«The Flaming Lips — 2020 American Head [MQA96]»
В целом звук Yamaha CA-2000, кажется, предназначен для передачи мощности и импульса, что полезно в фильмах, где происходят разные действия во фронтальных каналах. Но кино — это не только взрывы. Ямаха 2000 предлагает только базовые регуляторы тембра, которые лучше не трогать. Дело, однако, в том, что от такой «помощи» не всегда хорошо, высокие частоты можно накрутить, но они никогда не будут доминировать и вызывать восторг. Советую подключение светлых колонок, не винтажных, которые будут хорошо работать с слегка темным характером CA-2000. Так что давайте попробуем JMLab 725.
В этой конфигурации ВЧ концерта Depeche Mode («One Night in Paris») были интересно интегрированы с остальным звуковым спектром, но никогда не привлекали большего внимания, чем драматургия произведения.
«Jheena Lodwick — Getting To Know You»
Если какая-то часть частотного диапазона была более заметной, чем другая, то среднечастотный диапазон был вкрадчив и утоплен. Голос терялся в миксе, что делало его не очень хорошим ориентиром.
«Сплин — Лучшие песни. Новая коллекция»
Многие мне говорили, что Yamaha CA-2000 звучит как ламповик, я не хочу сказать, что 2000-й звучит как хороший ламповый усилитель, потому что речь не об этом (это не точка отсчета).
Среднечастотный диапазон, хотя и с неплохим тембром, по сравнению с усилителем клоном Зил, звучит немного плоско и не имеет деталей, но по сравнению с другими усилительными устройствами винтажными он просто есть.
«Earth Wind & Fire — The Best Of Vol. 1»
Немного глубоких басов, но увы не таких как у клона Зил, зато присутствует много «теплоты», однако средние частот время от времени исчезают, и появляется больше информации о верхних средних частотах.
Таким образом, звук в этом альбоме был быстрым, а пространство стало больше, с лучшим «вылетом». Раньше эффекты плотно окутывали слушателя, бросая его в самый центр событий, но теперь они немного отступили и поредели. Однако нужно сказать, что это произошло за счет чёткой светлости, преемственности и согласованности, которыми могли похвастаться Фокал 725.
Так что, если это возможно, воспользуйтесь колонками с более светлым звуком. Поэтому используйте его настройки умеренно. В нашем распоряжении несколько режимов, ближайшим из которых был Subsonic. Однако, с ним исчезает драматургия, связанная со звуковыми декорациями.
«The Great Belgian Songbook — The Great Belgian Songbook 2020»
Ушной усилитель не более чем обычный встроенный как у всех. Так что если вы собираетесь использовать наушники с Yamaha CA-2000, вам следует покупать более светлые и открытые наушники. Например, Philips Х2 (проверенный в этом обзоре, незнаю выпускают их или нет) будут идеальными.
Звук Ямаха 2000 удивляет в кино, но в музыке мне не понравился. И это важно, потому что многие винтажные усилители для меня сейчас стоят «на распутье» — они красивы и стильны по своему, в них есть отлично работающие микросхемы или транзисторы. С другой стороны, у «классического» аналогового винтажного усилителя получается отличный звук для кино при постройки 5.1 (2-3 усилителя) + видео-процессор 5.1.
Однако сразу приходит в голову, что у нас при таком подключении может не быть никакой коррекции помещения, которой пользуются практически все, например, Yamaha, Denon и первые в этой области — Pioneer. Поэтому вам нужно четко определить свои потребности. Хотя есть процессоры с коррекцией помещения, и опять же для многих аудиофилов и меломанов коррекция не важна у них есть свой опыт и слух.
Единственное, что касается всех этих старых усилителей, так это то, что они действительно нуждаются в восстановлении, так что вы должны учесть то, что это немного мешает.
Звуковая сцена была представлена плавно, без резких краев, но также была часть размытых виртуальных источников. Если сравнивать по аналогичной цене 50 000руб., то усилитель мощности FM711 клон играет намного лучше и инструменты ставит все на свои места, чистые, с личным микромиром и аурой вокруг них, но если мы обратно переключались на Yamaha CA-2000 по сравнению с ФМ — было слышно, что у них не было прочной, четкой текстуры, чтобы твердо и неподвижно стоять там, где их установил звукорежиссер.
Вполне возможно, что после замены конденсаторов на новые, ремонта шуршащих регуляторов, ремонт кнопок, которые не всегда включаются — звук будет лучше, но хозяин этого усилителя Ямаха увидев цены на ремонт и новые оригинальные конденсаторы Ничикон и Элна, был в некотором недоумении и позже выставил CA-2000 на продажу в пользу нового с более лучшим звуком усилителя клон Дартзил.
Итоги. Не спешите покупать винтажный усилитель, в том числе Ямаха 2000. Не всегда это выгодная сделка, учитывайте также, что они нуждаются в восстановлении: замена конденсаторов на новые, ремонт регуляторов, ремонт кнопок и т.д. Учитывать стоит не только восстановление, но категорию цена/качество звука.
Также следует учесть тот источник, на котором вы будете слушать, ведь большинство сейчас слушает через внешний ЦАП, я имею ввиду высокое качество разрешения форматов РСМ и DSD, впрочем через дешевые ЦАП с алиэкспресса Yamaha CA-2000 неплохо играет мягко и вполне удобоваримо, а вот со взрослыми внешними ЦАП увы показывает свою подростковую некомпетентность в плане звука. Анализируйте, думайте и удачи найти свой звук!