Понятие кабеля в качестве компонента высокого класса было спорно в 1980 — х годах, однако сегодня достаточно хорошо принят кабель для звука наиболее серьезными слушателями. Противоречие возникает потому, что восприятие звука не всегда предсказуемо особенно на основе объективных инженерных измерений и анализа.
Оглавление:
История высококачественных кабелей для звука
Ричард А. Грейнер (1931–2015), в то время профессор электротехники и вычислительной техники в Висконсинском университете, писал в выпуске журнала « Аудио» за август 1989 года. Казалось, что журнал предоставил окончательный технический анализ кабеля для акустики и пришел к выводу, что «нормальные кабели являются подходящими и, по существу, идеальными, по сравнению с другими дефектами в системе передачи звука, не последним из которых является кроссоверная сеть в акустике.
«Кабельные прослушивания в контексте систем высокого класса говорят о другом. И именно поэтому субъективный аудиообзор был создан около 40 лет назад Дж. Гордоном Холтом (1930–2009).
Гарри Олсон (1901–1982 гг.), Декан американского акустического инжиниринга, много лет говорил об этом лучше: ухо — последний арбитр во всех музыкальных тестах.
Возрождение аудиокабеля
Справедливо сказать, что великое пробуждение произошло в середине 1970-х годах. До этого времени серьезного внимания не уделялось аудиокабелю. Например, оригинальное руководство знаменитого Dahlquist DQ-10 1972 года советовало пользователям, что «для расстояний до 25 или 30 футов используйте шнур от обычной лампы».
В общем, предпочтительнее тогда использовать более тяжелый и толстый провод даже на короткие расстояния. Меньшие и тонкие провода могут иметь достаточное электрическое сопротивление, чтобы уменьшить демпфирование, обеспечиваемое усилителем, и повлиять на низкочастотные переходные характеристики. И это было общим мнением относительно темы: «кабель для звука» в то время.
Акустический кабель был дешевым, он часто был в комплекте в качестве бесплатного в любой торговой точке, и предполагалось, что он будет идеальным проводником, если учитывать влияние сопротивления.
В Японии Акихико Канеда из Университета Акиты (1974) утверждал, что на качество звука акустика/усилитель может влиять провод или кабель. Он предположил, что это может быть вызвано скин-эффектом, при котором ток постепенно проталкивается к слою проводника с возрастающей частотой, что усугубляется обычной практикой в то время лужения медной проволоки.
Вскоре после этого, в 1975 году, покойный великий японский аудиокритик, Сабуро Эгава (1932–2015), практически начал свою звуковую карьеру с публикации результатов испытаний прослушивания, показывающих звуковые различия между различными кабелями громкоговорителей. Но Могами Коичи Хирабаяси решил доказать, что Эгава ошибался. Но после обширных тестов на прослушивании он убедился, что, несмотря на очевидный минимальный теоретический эффект в отношении слышимой полосы пропускания, скин-эффект играет довольно большую роль в воспринимаемых звуковых различиях. Конечными результатами его исследований были межблочные кабели Mogami 2803 и акустический кабель 2804.
Жан Хирага, который, вероятно, был знаком с работой Эгавы, живя в Японии в 1970-х годах, опубликовал статью под названием «Можем ли мы услышать соединительные провода?» В октябрьском номере французского журнала La Nouvelle Revue du Son 1976 года.
В августе 1977 года, HiFi News & Review перепечатал перевод статьи Хирага, который в то время считается, противоречивым, удалось расшевелить совсем немного волнения среди говорящих по -английски меломанов и аудиофилов.
Открытие скин-эффекта в звуковых кабелях
Хирага отметил, что, хотя теоретически скин-эффект, по-видимому, незначителен для частот ниже 200 кГц, субъективные тесты на прослушивание указывают на обратное. По-видимому, он начал экспериментировать еще в 1972 году с акустическим кабелем типа Лица (литцендрат), который состоит из большого количества индивидуально изолированных тонких проводов, скрученных или сплетенных в единый кабель, чтобы максимизировать площадь поверхности проводника.
Он заменил провод Litz между усилителем и высокочастотным динамиком Onken 5000T и обнаружил, что с увеличением количества жил увеличивает детализацию и четкость, сопровождаемое восприятием дополнительных искажений.
Supra
Инвестиции в межблочные соединения и кабели, а также в высококачественное музыкальное оборудование было для компании Supra около 40 лет назад, и в Jenving Technology считают себя первопроходцами.
До 1976 года достаточно было простого кабеля питания с площадью проводника 0,5 мм 2, если бы H-IFI был очень мощным, то можно было бы рассмотреть 0,75 мм 2. Основатель, Томми Дженвинг, гениальный волевой инженер, подумал, что этого недостаточно, чтобы в полной мере воспользоваться выходной мощностью усилителя + качество звука, и начал проектировать совершенно новый межблочный кабель Супра.
В 1976 году Supra запустили аналог акустического кабеля Supra Classic 2 x 2,5 мм 2 и потрясли весь рынок! В то время стал неким стандартом такой новаторский подход к покупке высококачественного кабеля в качестве одинаково важной части любой системы Hi-Fi, в наше время на этом рынке действуют многочисленные кабельные бренды. Но кабели Supra, были в этом новаторскими и оригинальными!
Принципиальное различие между кабелями Supra и высококлассной конкуренцией состоит в том, что Supra находится в таком ценовом сегменте, где некоторые могут подумать, что при такой низкой цене просто не может быть достаточного качества звука
Polk Audio
Кабель Cobra, импортированный компанией Polk Audio с 1977 года, был первым коммерчески доступным кабелем акустической системы, использующим конструкцию Litz (литцендрат). Японцы, по-видимому, были первыми, кто начал коммерциализировать кабель акустической системы Litz-wire, возможно, на основе работ Канеды и Эгавы. Импортированный кабель Polk Audio приблизительно в 1977 году, стал признанным первым кабелем высокого класса и был назван «кабелем Cobra» из-за его отличительного внешнего вида. Он был сделан из двух пучков провода (зеленого и медного цвета), по одному для каждой полярности кабеля, которые были тесно сплетены вокруг пластикового сердечника. Такая геометрия существенно минимизировала индуктивность кабеля, поскольку индуцированные магнитные поля вокруг отрицательного и положительного проводников были в одном направлении, но в противоположной полярности и в значительной степени подавляли друг друга. Результирующая индуктивность составляла всего 0,026 мкГн / фут. Это на порядок ниже, чем у 18-метрового почтового шнура. Недостатком было значительное увеличение емкости кабеля до 500 пФ / фут.
Это плохо сочеталось с предельно стабильными твердотельными усилителями, которые просто взрывались, когда поражались емкостным ядом кабеля Cobra.
Гордон Холт был большим поклонником акустики FMI 80, но Фултон также активно участвовал во всей цепочке звукозаписи, включая микрофоны, магнитофоны и производство записей на лейбле Ark. Он был первым американским конструктором, который сосредоточился на оптимизации усилитель-акустика. Его исследования привели к появлению двух моделей кабеля, называемых Золотым и Коричневым, предположительно на основе цвета внешней оболочки.
Золотой повернул довольно много голов из-за его цены и работы. Это был массивный кабель, который быстро завоевал репутацию громкого звучания низких частот и чистоты средних частот. Говорят, что это эквивалентно 4 га. провод, но его сопротивление (R) на фут составляло 0,001 Ом против 0,00025 для 4-ГА.
Золотой представлял собой многожильную двухжильную конструкцию медный провод, в которой каждый проводник полярности располагался на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы поддерживать емкость (C) вполне разумной на уровне 28 пФ / фут. Индуктивность (L) составляла 0,19 мкГн / фут.
Monster Cable
Кабель Monster Cable CES. 1979 год оказался знаменательным для эволюции высококачественного кабеля для звука. В этот год появились Monster Cable и Kimber Kable.
В конце 1970-х годов появилось уникальное резюме Ноэля Ли он был инженером в государственных лабораториях и выполнял работу в качестве барабанщика. Он также был аудиофилом, который хотел улучшить качество звука своей домашней системы, но без существенных финансовых ресурсов, тем не менее он решил сосредоточиться на кабеле. Работая в квартире, а затем в гараже своего родственника, он экспериментировал с различными концепциями кабелей, чтобы найти превосходную альтернативу обычному кабелю.
Он сравнил разные кабели, слушая Увертюру 1812 Чайковского. Ли назвал свой окончательный проект «Монстр» из-за его размера относительно обычного кабеля. Это был многожильный двухпроводный кабель, приблизительно 12-га. провод с сопротивлением 0,0034 Ом / фут, индуктивностью 0,21 мкГн / фут и емкостью 24 пФ / фут. Первоначально розничная цена составляла около 60 центов за фут; не дешево, но гораздо доступнее, чем Fulton Gold. Ли ходил по магазинам, делая живые демонстрации.
И после благоприятного приема на Летней выставке CES 1979 года в Чикаго, компания была официально запущена. Гений бизнеса Ли заключался в создании обширной розничной сети и в продвижении. Он сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы вывести высококачественный кабель для звука на передний план в качестве специального компонента. За прошедшие годы Monster Inc. быстро выросла, диверсифицировавшись на другие рынки.
Kimber Kable
Лучший момент Рэй Кимбера наступил в середине 70-х, когда он работал звукорежиссером в Лос-Анджелесе, когда в Штатах были установлены первые большие дискотеки. Большие проблемы, возникшие во время установки, заключались в том, что кабели улавливали электромагнитные и радиочастотные помехи от электроники и особенно от систем освещения. На дискотеке расположение было очень плотное, поэтому «шум» от систем освещения был значительным и отчетливо слышимым из-за того, что обычный кабель ведет себя как антенна. Кимбер сначала попытался экранировать, заключив кабель в стальной кабелепровод.
Это помогло с шумом, но качество звука пострадало. Исправление, которое работало, состояло в том, чтобы скрутить проводники отрицательной и положительной полярности кабеля под углом, приближающимся к 90 градусам. При таких углах EMI / RFI снижается за счет подавления электрического поля. Тем самым устраняется не только шум от системы освещения, но и улучшалось качество звука по всему спектру частот.
После того, как Кимбер сплел первые кабели громкоговорителей вручную и послушал результаты, он решил сам сделать фирму Кимбер Кейбл (Kimber Kable). Поскольку первоначальная потребность была в плетеном кабеле, он начал покупать плетеные машины для ускорения производства. В последующие годы Кимбер продолжал экспериментировать с количеством проводников, изоляцией и металлами, конечной целью было создание максимально нейтрального кабеля для качественного звука.
AudioQuest
Билл Лоу, основавший AudioQuest в 1980 году, сказал несколько лет назад, что «все, что я узнал о hi-fi или кабелях, является просто результатом интереса к музыке». Именно эта страсть побудила AudioQuest к инновациям становясь первой в США высокопроизводительной кабельной компанией, представившей передовые проводные технологии в виде меди 6N (чистота 99,9999%) и линейной кристаллической меди.
На протяжении многих лет AudioQuest диверсифицировался, чтобы охватить потребительскую электронику. Кабель HDMI в настоящее время представляет большую часть этого бизнеса. В дополнение к цифровым кабелям следует упомянуть также отмеченный наградами ЦАП DragonFly USB.
Брюс Бриссон случайно стал конструктором кабелей. В конце 1970-х годов, после того как он отремонтировал сложную трехполосную акустическую систему с активными кроссоверами, он подключил систему обратно по-разному — это было легко сделать, поскольку он использовал кабели трех разных типов. Звук системы изменился. Он продолжил перемещать кабели туда, где они были до ремонта, и все снова звучало правильно. Он решил серьезно заняться вопросом, почему так должно быть. Приблизительно в 1981 году он уже занимался проектированием и патентованием акустического кабеля для Monster Cable. Целью его первого проекта было минимизировать временную задержку между низкими и высокими частотами, тема, которая будет отражаться на протяжении всей его карьеры. Это было достигнуто с помощью геометрии, в которой внешние проводники были намотаны на множество пучков вокруг центрального проводника.
Тем не менее, продолжил разработку серии инновационных конструкций. В конце 1990-х он ввел кабель, соединенный пассивной сетью, состоящей из параллельных элементов RC или RLC. Сеть подключена между отрицательной и положительной полярностью кабеля, чтобы контролировать резонансы импеданса по звуковой полосе пропускания. Эта концепция продолжала развиваться и превращаться в недавно выпущенную консоль управления с артикулом ACC 268, которая поддерживает традиционные звуковые достоинства MIT, позволяя пользователю точно настраивать звук системы.
Cardas
Джордж Кардас занимался проектированием линий передачи в телефонной компании и, по его словам, «одержимо увлекался музыкой». К 1985 году казалось маловероятным, что геометрия кабеля поддается какой-либо дополнительной информации. И тогда Кардас нашел решение проблемы резонанса проволочной жилы в кабеле Лица (литцендрат).
При использовании «золотого сечения» прогрессия размеров прядей, такая, что размер от более мелкой пряди к размеру следующей более крупной пряди составляет около 0,62х. Размер обычно относится к площади поперечного сечения отдельных проводящих жил внутри кабеля, хотя она также может относиться к диаметру жил.
Кардас обнаружил звуковую пользу методом проб и ошибок, использовав свои уши в процесс разработки. Контуры звука фокусировались, когда использовалась правильная комбинация нитей, а измерения просто не могли такого зафиксировать.
Nippon
В 1987 году японской компании Nippon Mining удалось внедрить технологию очистки меди, подходящую для промышленного производства меди высокой чистоты OFC. Не менее важной является структура зерна проводника. Медь не является однородным металлом. В микроскопическом масштабе стандартная медь показывает около 1500 зерен на фут. Медь с удлиненными зернами, называемая линейным кристаллом, вытягивается в процессе, который дает только около 70 зерен на фут.
Еще лучше процесс Ohno Continuous Casting (OCC), разработанный профессором Ацуми Оно (1926–2017) в 1986 году в Технологическом институте Тиба в Японии. Эта технология была использована для изготовления монокристаллических медных стержней, из которых можно вытягивать проволоку с зернистой структурой длиной в несколько сотен метров. Минимизация количества зерна приводит к повышению чистоты и уменьшению емкостных эффектов на границах зерна.
Важная историческая польза принадлежит Эду Мейтнеру, который начал программу криогенности в Museatex (ныне несуществующей). При вытягивании медной проволоки вдоль поверхности генерируется интенсивное тепло, которое вызывает напряжение на молекулярном уровне. Криогенная обработка кабелей существенно снижает поверхностное натяжение, что приводит к более когерентной передаче сигнала. Хотя криогенная обработка только глубокая и не такая элегантная, как процесс OFC, она может быть достаточно эффективной для фокусировки контуров звука.
Audio Note
История аудио была также создана в 1976 году, когда Хироясу Кондо (1941–2006), основатель Audio Note Japan, представил первый в мире кабель из чистого серебра 4N. Мистер Кондо, он же «Audio Silversmith», получает награду за то, что был первым понял серебряную технологию. Как проводник тепла и электричества серебро не имеет себе равных, и оно уступает только золоту по пластичности и эластичности.
Одна унция серебра может быть вытянута в тонкую проволоку длиной около 30 миль! Серебро лабораторного качества — это 4N, но доступны 5N и 6N. Если бы электроны проводимости могли говорить, они пели бы хвалу серебряной проволоке. Отсутствие зернистости и кислородных загрязнений делают движение электронов вдоль проводника более эффективным с точки зрения звука, так как меньше возможностей для размытия во времени и потери деталей на низком уровне.
Siltech Cables — Габи ван дер Клей-Рейнвельд
Высокочистый серебряный провод — явление феноменальной звуковой сцены, и никто не воспринимает серебро более серьезно, чем Siltech Cables, что, конечно же, означает Silver Technology. Серебро стало центром внимания благодаря его превосходной электропроводности, химической стабильности и способности сохранять кристаллическую целостность при механическом воздействии. Хотя компания была основана в 1985 году в небольшом голландском городке Эльст, она получила толчок к инновациям, когда была приобретена Эдвином ван дер Кляйем (ныне Кляйн-Рейнвельд) в 1992 году.
Сегодня Международный Аудио Холдинг держит в руках Siltech и Crystal Cable, поскольку Эдвин женат на Габи ван дер Клей-Рейнвельд, основателе Crystal Cable. Эдвин, инженер-электронщик, работал в Philips и Exxon, прежде чем занялся высококачественным звуком. Это было естественное место назначения, так как он был любителем музыки с юных лет, играл на бас-гитаре в школьной группе и по пути создавал колонки и усилители. Ему было довольно любопытно узнать, как кабели создают слышимые различия в звуке.
Со временем Эдвин смог получить ключевые ответы с помощью новых и более совершенных измерений и мультифизических симуляций, которые позволяют визуализировать комбинированные эффекты свойств материала и конструкции до начала производства. Заслуживают внимания конструкции Crystal Cable, в которых используется монокристаллический сердечник из чистого серебра с внешними слоями монокристаллической меди с серебряным покрытием и монокристаллического серебра с золотым покрытием. Со временем Эдвин смог получить ключевые ответы с помощью новых и более совершенных измерений и мультифизических симуляций, которые позволяют визуализировать комбинированные эффекты свойств материала и конструкции до начала производства.
Заслуживают внимания конструкции Crystal Cable, в которых используется монокристаллический сердечник из чистого серебра с внешними слоями монокристаллической меди с серебряным покрытием и монокристаллического серебра с золотым покрытием.
Tara Labs
Альтернативу проволоке Litz, предлагаемую несколькими производителями, предложила в частности компания Tara Labs, лучше всего применили проволоку с твердым сердечником малого сечения в кабелях.
Tara Labs была основана Мэтью Бондом в Сиднее, Австралия, в 1984 году. После переезда в США она впервые вышла на рынок в 1988 году с кабельными конструкциями со сплошной жилой. Дизайн был усовершенствован в 1990 году, когда форма проводника была изменена с круглой на прямоугольную, чтобы еще больше снизить эффект скин-эффекта. Глубина скин-слоя определяется для данной частоты и материала проводника как расстояние до провода, при котором сигнал уменьшается в 2,718 раза.
Поэтому, чтобы свести к минимуму влияние скин-эффекта, радиус проводника должен быть небольшим по отношению к глубине скин-слоя при самой высокой частоте интереса. Для меди при 20 кГц глубина обшивки составляет 0,47 мм — или около радиуса провода 19-го калибра. Чем мельче датчик, тем более равномерной становится величина импеданса, но за счет более высокого сопротивления постоянному току, что обычно не является проблемой для проектирования межсоединений, поскольку оно используется в цепи с высоким импедансом.
Van den Hul
Некоторые производители, такие как van den Hul, довели этот подход до совершенства. В соединении Van den Hul Carbon Nano Tube (CNT) используется 19 углеродных проводников (для поддержания разумного сопротивления), скрученных вместе, чтобы образовать единую соединительную ветвь. Каждая углеродная нить имеет диаметр всего 15 микрон, и этот производственный процесс сам по себе является искусством.
Кабель для звука сегодня
Для тех из нас, кто живет последние 40 лет, достижения в кабельной технологии были просто удивительными. И нет никаких оснований полагать, что инновации будут стоять на месте. На сегодняшний день кабель для звука является одной из самых популярных категорий аксессуаров, и я предполагаю, что большинство аудиофилов обновляют кабели чаще, чем любой другой звуковой компонент.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…