Зачем нужна система 2.1 в музыке и настройка трифоника

Привет друзья. В сегодняшней статье хочу затронуть тему трифоника в музыке. Сейчас в основном, называют такую систему 2.1. Её можно использовать как для прослушивания музыки, так и для кино, где та единица, что после точки будет отрабатывать низкочастотную составляющую спецэффектов звукового ряда.

 Зачем нужна система 2.1 в музыке и настройка трифоника

б
Сережа Бархударов ©

Я же по старинке буду говорить о трифонике, потому, что для прослушивания музыки мы будем использовать не одну стереопару а дополнительную низкочастотную колонку или проще говоря сабвуфер.сабвуфер ббк

В своем рассказе не буду касаться всех нюансов конструкции сабвуферов, освещу только основные и важные вопросы. Хотя системы 2+1, 4+1, 5+1… у большинства ассоциируется с кино или авто звуком, классический трифоник известен меломанам очень давно.

Хороша ли такая конфигурация для прослушивания музыки 2.1?

Мнения есть разные, как положительные, так и отрицательные. Полагаясь на свой опыт, могу с полным утверждением сказать, что хорошо и правильно подобранный трифоник, очень даже хорош в музыке, сабвуфер поможет расширить частотный диапазон, наполняя музыку плотностью и басом. А все кому не нравится такая конфигурация сталкивались скорее всего, с обычной недокомпитеций в постройке такой системы.

2.1 система
2.1 система

Вот и хочу поделится с читателем информацией, которая поможет лучше разобраться в теме постройки системы: стерео пара + сабвуфер. Мне кто-то может возразить, что я не прав в выше написанном, что саб(сабвуфер, буду так его дальше называть) в маленьком помещении добавит только «бубнения» из-за стоячих волн, резонанса, потому, что длина низкочастотных волн большая и т.д., и т.п. А в большом помещении его не будет слышно.

бюджетный ламповый усилитель Тон
бюджетный ламповый усилитель Тон

Для этого хочу всем напомнить формулу распространения звука в воздухе, с помощью которой очень просто узнать длину волны на любой частоте:

  • L=U/v, где L — длина волны, U — скорость звука=330 м/с, v — частота.

Теперь с легкостью определяем например длину волны на частоте =60, 70, 80 Гц. Получаем : 5,5 метра; 4,71 метра; 4,125 метра.

Как видим из результата вычислений чем ниже частота, тем длиннее волна, а в большинстве современных типовых жилищах, размер длины комнаты будет меньше чем длина волны 80 гц, что дает нам ненужный резонанс на частотах от 80 гц и ниже. Но ведь эта же проблема нас будет тревожить, даже, со стерео парой полочного формата, потому, что большинство полочников отыгрывают частоты от 45-50 гц, а по паспорту ещё и ниже(это только по паспорту, в «стерильных» условиях).

Pioneer SH-E10 обзор
Pioneer SH-E10 обзор

Как бороться с этим явлением тема отдельной статьи. Сейчас же поведаю вам несколько аксиом хорошего саба. Первая и главная. Сабвуфер в системе не должно быть слышно, его нужно ощущать!

Если вы слышите саб, то, либо он “плохой”, либо неправильно настроен. Немного лирического отступления. Собственно, что значит плохой саб. Начнем с того, что я таких не знаю. Просто они бывают разными по конструкции и назначению. Конструктивно делятся на два типа, пассивные и активные. По назначению бывают кинотеатральные и универсальные.

 

Yamaha FX-3 динамик НЧ

Пассивный саб нуждается в отдельном усилителе, в активном есть собственный усилитель мощности. Существует несколько зависимостей, которые вытекают одна из другой. Первая и главная, соjтношение мощность/частота, чем ниже частота, тем больше должна быть мощность усилителя для правильного отыгрывания музыки на одинаковом уровне звукового давления (громкости) во всём диапазоне частот в музыкальном сигнале. Исходя из этого, чтобы саб правильно звучал, его усиление должно быть в два, три раза больше чем усиление вашей средне-высокочастотной составляющей.

Клон Naim NAP 200 отзывы
Клон Naim NAP 200 отзывы

Пример: допустим ваш усилитель имеет максимальную мощность 50 ватт, прослушиваете музыку на нем при половинной его мощности, 25 ватт, таким образом ваш саб должен для правильной работы усилен на три порядка больше, то есть 75 ватт. Как несложно догадаться, таким образом максимальная мощность усилителя сабвуфера должна быть 150 ватт минимум и не важно будет усилитель встроенный или внешний.

Когда усилитель встроенный в корпус саба, достаточно подобрать его мощность, для того, чтобы иметь возможность правильно его настроить. Безошибочным будет выбор более мощного устройства, по возможности. Это тот случай, когда мощности много не бывает, даже если вы её никогда не будете использовать даже на половину, но это даст гарантию лучших потребительских качеств.

2.1
2.1

Опыт подсказал правило, когда мощность саба для работы в трифонике не должна быть меньше 300 ватт в пике при условии, что комната от 18 кв.м.,до 25 м.кв., и основной усилитель имеет мощность до 70 ватт. Сложнее, когда саб без встроенного усилителя. Для правильной работы такого саба в трифонике вам понадобится отдельный усилитель на несколько порядков мощнее основного усилителя.1

Что согласитесь делает всю систему достаточно дорогой и сложной. В общем все негативные отклики от работы трифоника и сводятся к не пропорциональному подбору мощности саба, не дающему правильно настроить его для работы в системе. Теперь собственно затронем тему настроек саба для работы в трифонике.6

Настройка системы 2.1 и настройка сабвуфера

Идеальным будет стыковка и начало работы саба с диапазона частот, на которых заканчивает работать ваша стереопара. Производить такую настройку лучше с помощью прибора частотомера, который фиксирует нижнюю частоту работы АС на реальном музыкальном сигнале в реальном помещении с вашим усилителем. Почему это так?

Да потому, что производитель в технической документации указывает данные «стерильных» условий, как я называю, это и безэховая камера в которых производитель производил замеры, свободная расстановка акустики в помещении и т.д., включая уровни мощности и частот на которых производились замеры…

SONY_SS_7600
SONY_SS_7600

В реальной комнате прослушивания нижняя и верхняя граница частот будет отличаться от паспортной. Еще одно преимущество такой настройки с прибором будет, то, что с его помощью можно будет определить пики звуковых частот системы в вашем помещении и естественно проще будет с ними побороться. Если же нет возможности использовать прибор, то делаем это только на слух, следующим образом.DSCF6716 Включаем систему и запускаем проигрывание музыки на том уровне громкости, на котором будем её слушать. Затем включаем усилитель для саба, а в случае с активным сабом питание встроенного усилителя. Выставляем частоту среза частот саба равным нижнему уровню частот работы основных АС и подстраиваем мощность саба до того момента когда вы его начинаете слышать.

Помните, я писал, что правильная работа саба, когда вы его не слышите, а ощущаете?DSC07161

Так вот, низкие частоты не имеют тембрального окраса, поэтому вы его работу должны ощущать, поэтому вам нужно уменьшить мощность на сабвуфере до уровня, когда вы его перестаете слышать.

Правильная настройка по частоте и мощности будет такой, при которой в комнате прослушивания вы работу саба будете ощущать, а в соседнем помещении с комнатой прослушивания слышать. Да и ещё одно, настраивать сабвуфер придется каждый раз, когда вы будете изменять громкость на основных АС в любую сторону.

Вот в принципе и всё о том каким должен быть саб в трифонике и как его правильно настроить для работы в музыке.2

P.S. С развитием популярности домашних кинотеатров большинство производителей акустики начали производство и предложение потребителям сабвуферов под своими брендами, но большинство из них мало пригодны для музыки, хотя неплохо будут себя показывать в кино. Связано это с тем, что спроектировать и изготовить сабвуфер высокого качества, который смог бы на должном уровне без искажений и с полным контролем над музыкальным сигналом, достаточно сложная задача.654_middle Это касается всех составляющих конструкции саба начиная от крепкого и глухого корпуса, до мощного усилителя способного контролировать работу динамика воспроизводящего низкие частоты, где сам динамик по конструкции должен быть с одной стороны легким, а с другой стороны достаточно прочным, чтобы выдерживать низкочастотные составляющие звука не входя в резонанс на этих частотах.186806z55 Поэтому есть несколько производителей, которые не пожалели денег для производства и проектирования своих сабов, которые могут расширить звуковой диапазон вашей системы в музыки не испортив, а наоборот дополнив общую картину звучания. Другими словами «музыкальные» сабвуферы, это устройства от Yamaha, REL, Sanfire, некоторые модели B&W и KEF. Вторыми по предпочтению будут Mission, Warfadale, AcusticEnerge. Хотя бывают изделия и менее именитых производителей, но они требуют чуть большего внимания при покупке для использования в музыкальном трифонике.1776200791288307955_big

Надеюсь статья (Зачем нужна система 2.1 в музыке и настройка трифоника) кому-то помогла

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru

Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией  приобрести хорошую звуковую технику…

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/zvukomaniyak или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2 

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука! 

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт 


Похожие сообщение