Как настроить эквалайзер? Часть 2

jEyp4YZDgOo
Роман Левчук  ©

Привет всем любителям хорошего звука! Данная статья будет посвящена такой не обычной теме: «Как настроить эквалайзер?». 

Эквалайзер является одним из тех редких устройств, которые были предназначены для профессионалов в студиях звукозаписи, позже эквалайзеры начали свое шествие на потребительском рынке.

Как настроить эквалайзер?

Статья на Конкурс №4 «Расскажи о Своём Звуке»

В современном мире существует два основных типа эквалайзеров – это реальный и виртуальный. Виртуальные эквалайзеры это тема для отдельного разговора, но сразу можно отметить следующее: подавляющее большинство виртуальных эквалайзеров, т.е. тех которые встроены в компьютерные проигрыватели, плееры или мобильные телефоны имеют невысокое качество.

как настроить эквалайзер

 

Это связано с тем, что алгоритмы работы, которые заложены в эквалайзерах такого рода заточены под низкую потребляемость ресурсов в ПК или телефоне и направлены они на очень  грубую настройку АЧХ, поэтому качества от них ожидать не следует, тем не менее, в программах для звукозаписи, таких как Cubase, AdobeAudition, ProTools, встречаются очень качественные эквалайзеры в виде так называемых VSTплагинов, но благодаря тому , что обрабатывают звук они очень деликатно – потребляют они порой много ресурсов и для использования такого рода эквалайзеров порой нужен далеко не самый слабый компьютер. Одним из лучших цифровых виртуальных эквалайзеров является Fab-filterProQ2. Это отличный эквалайзер со множеством настроек, полностью параметрический, поддерживает линейную фазу, но как следствие требователен к компьютеру.

как_настроить_эквалайзер

С виртуальными эквалайзерами разобрались, перейдем к физическим эквалайзерам.

Схем аналоговых эквалайзеров в природе существует много, но наиболее частыми схемами являются

  • Схема на гираторах.
  • Схема на активных полосовых фильтрах.

Эквалайзер Прибой Э024С

Схема на гираторах была очень популярной в СССР

Все советские эквалайзеры, без исключения построены именно по гираторной схеме. Если вкратце, гиратор – это операционный усилитель с обвязкой, построенной таким образом, что данная конструкция «эмулирует» индуктивность, и гираторы позволяют при очень малых габаритах создавать виртуальные индуктивности вплоть до десятков Генри.

ЦАП 2706 + 4398
ЦАП 2706 + 4398

Конечно же, если к гиратору подключить неполярный конденсатор, то образуется колебательный контур, или проще говоря – полосовой фильтр. Если набрать нужное количество фильтров, с разными частотами настроек и охватить их устройствами суммирования и вычитания, то получится эквалайзер.

Достоинством гираторной схемы является высокая стабильность

к самовозбуждению, низкий уровень искажений еквалайзера в целом. Однако присутствуют и минусы, первый самый главный – добротность цепей эквалайзера меняется в зависимости от положения ручки усиления той или иной частоты, т.е. еквалайзер имеет не постоянную добротность фильтра, чем выше усиление той или иной частоты – тем большей будет добротность контура, это плохо для случаев когда эквалайзер используется для деликатной, небольшой корректировки АЧХ в пределах 2-3 децибел. Второй минус – при глубоких регулировках еквалайзером (на большие величины усиления — ослабления) значительно искажается ФЧХ тракта, что может сказаться на звуке не самым лучшим образом.

foobar dsd

Вторая схема – схема на активных полосовых фильтрах.

Такая схема в основном используется в современных аналоговых профессиональных и студийных эквалайзерах. Благодаря тому что фильтра в схеме активные, они имеют очень стабильные параметры, и сам эквалайзер в таком случае имеет постоянный Q-фактор, т.е. добротности цепей фильтров не меняются в зависимости от глубин регулировок. Это означает что такие эквалайзеры производят регулировку предельно точно и именно так, как это требуется слушателю. Также такие эквалайзеры вносят в сигнал очень слабый фазовый сдвиг, который впринципе не всегда можно заметить, т.к. он составляет обычно не более десятка градусов.

Эквалайзер Прибой ЭО14С 1

И так со схемами разобрались, а теперь давайте перейдем к принципам настройки эквалайзеров в системе.

1) Эквалайзер – это прибор которым можно как улучшить звук, так и напрочь его убить. Все зависит от человека который настраивает этот эквалайзер. Я рекомендую проводить настройку эквалайзера на отдохнувшем слухе, рекомендуется перед этим побыть на улице, на природе, послушать естетственные звуки, что бы слух к ним привык.

Как настроить эквалайзер?

Перед настройкой сядьте удобно в то место, где вы обычно проводите прослушивание Вашей любимой музыки и включите хорошо знакомые Вам композиции. Попытайтесь сконцентрироваться на тех моментах, которые Вам не нравятся, проанализируйте, что можно предпринять, чтобы улучшить звук.

ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 +клон ФМ711
ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 +клон ФМ711

Ниже я привожу частотные диапазоны и субьективные ощущения, которые приносят с собой эти частотные диапазоны:

Как настроить эквалайзер — 20-50 Гц

эти частоты наполняют звук мощностью и энергией, наличие таких частот делает звук пронзающим и сейсмическим, имейте ввиду, что далеко не каждая система способна эффективно воспроизводить такие частоты. При чрезмерном уровне этих частот звук мутнеет и становится тусклым и приводит к усталости слуха, так же теряется естетсвенность звучания живых ударных.

Как настроить эквалайзер — 60 – 125 Гц

в этом диапазоне располагаются основные звуки бас бочки, бас гитары и контрабаса. Черезмерный уровень этих частот делает звук «бумкающим», а недостача этих частот – делает бас запаздывающим и «ухающим».

Эквалайзер Прибой ЭО14С

Как настроить эквалайзер — 125 – 200 Гц

это основа мужского вокала, акустической гитары и других низких инструментов. При черезмерном уровне этих частот звук становится черезмерно бочкообразным, пропадает читабельность стерео картины.

Как настроить эквалайзер — 200-500 Гц

это основной диапазон струнных и ударных инструментов. Сдесь размещены томы и дробь барабанов, также этот диапазон отвечает за натуральность вокала. Избыток этого частотного диапазона лишает звук естетственности и делает звук трубным и гулким. При недостатке этого диапазона – вокалисты могут гнусавить.

ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 купить
ЦАП на 9038Pro Audiophile V2 купить

Как настроить эквалайзер — 500 гц – 1000 гц

отвечает за плотность звучания скрипки, саксофона и других духовых инструментов, а так же отвечает за светлоту, «купольность» вокала. При недостатке этого диапазона духовые инструменты теряют мощность, а вокалисты также будут петь «в нос».

Как настроить эквалайзер — 1000 – 2000 гц

этот диапазон выступает своеобразным «мостиком» между низкими, низко-средними частотами и высокими частотами, он очень информативный, и подходить к регулировке этого диапазона надо с особой тщательностью.

№1 ОУ в ЦАП
№1 ОУ в ЦАП

Избыток этого диапазона приводит к потере обьема звука, звук становится плоский, подобно как в телефоне или в дешевом радио.

Как настроить эквалайзер — 2000 – 5000 Гц

это критически важный диапазон для большинства электроинструментов и особенно электрогитар, даже небольшой подьем в этой области способен превратить рок музыку и звучание электрогитар в нечто кричащее. Такой звук будет очень быстро утомлять и у Вас будет постоянное желание сделать музыку тише или вообще выключить ее. По этому к регулировке этого диапазона нужно очень осторожно.

Как настроить эквалайзер — 5000-8000 гц

этот частотный диапазон, и особенно 6,3 кгц – отвечает за светлость, ясность и прозрачность звука. Избыток этого диапазона делает звук визжащим и утомляющим. При недостатке – очень трудно читает глубина сцены.

Эквалайзер Прибой

Как настроить эквалайзер — 8000 Гц – 20000 Гц

здесь располагаются перкуссии и тарелки барабанов. Наличие данного частотного диапазона делает звук качественным, детальным и делает звук острым. Перебор этих частот приводит к излишне пронзительному, резкому звучанию Недостаток же ухудшает частотное разрешение звука в целом, теряются детали.

2) При настройке эквалайзера очень полезно иметь под рукой генератор частот. Это может быть физический генератор в корпусе, а может быть и программный. Запустите генератор и плавно меняйте частоту от самых низких до высоких, и запоминайте те места, где есть подьемы в громкости, вот как раз на тех частотах где громкость растет – есть подьем в АЧХ, и этот участок нужно наоборот приглушить. Стоит сразу сказать, что всегда лучше давить ненужные частоты, чем усилять нужные, т.к. усиление определенной частотной полосы будет означать то, что на этой полосе – на динамики будет приходить больше мощности и особенно осторожно следует обращаться с высокими частотами, поскольку при чрезмерном усилении этих частот есть риск сжечь высокочастотный динамик – «твиттер».

qfactor

3) Не существует никаких шаблонов настроек эквалайзеров, эквалайзер должен всегда настраиваться под определенную акустику и под определенную комнату. И всегда нужно давать себе отчет в том, что ты делаешь и что регулируешь. Я много видел в жизни случаев, когда люди просто поднимали на эквалайзере самые низкие и самые высокие частоты. Выглядит это по форме как галочка или птичка, такой себе V–образный пресет. Так делать ни в коем случае нельзя.

Если эквалайзер оборудован ручками усиления (англ. Gain), то их следует установить в положение – 0 Дб. Это будет означать, что эквалайзер не будет ни ослаблять ни усиливать сигнал, а значит вносить минимум изменений в него. И при этом не будет происходить перегрузки входящих каскадов усилителя и акустики в целом.

eq

ИТОГИ 

В заключение хочется сказать, что грамотная настройка эквалайзера – это целое исскуство и сложная процедура, которая под силу далеко не каждому и для этого нужен специальный опыт. Но положительный результат, который может принести грамотная настройка эквалайзера, поверьте, заставит Вас переслушать по новому все знакомые Вам записи.

ЦАП 4398+2706
ЦАП 4398+2706

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или http://ok.ru/aleksandr.levchuk2

 

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/zvukomaniyak или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2

Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВКЮтубОдноклассникиFK

Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!

На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Похожие сообщение

One Reply to “Как настроить эквалайзер? Часть 2”

  1. Ну вот и в этой части статьи, тоже самое, эквалайзер представляют неким чудодейственным приборчиком который не всем по зубам! Печали то что приведенная техническая информация подаётся сухо без пояснения для простых смертных. Не каждому по силам понять о чем речь! Например есть информация о фазовых искажениях вносимых в звук и то как это происходит, совершенно не ясно как это будет отражаться на звуке!!!! А без непонимания этого адекватная настройка не возможна! Раз уж ни кто не удосужился расшифровать специфику советской технической литературы (видимо часть статьи взята оттуда) попробую это сделать…
    Эквалайзеры делятся на 2 типа, линейные и фазосдвигающие. Оба имею различные задачи, но поскольку в «железном виде» фазосдвигающие преобладают, то на их плечи возлагают все объёмы работ, если ваш эквалайзер является линейным — поздравляю, вы счастливчик! Не по тому что линейный лучше, а по тому что он больше всего подходит для решения домашних задач))) Рассмотрим работу обоих типов: Фазосдвигающий EQ как было сказано выше изменяет фазу сигнала в своей полосе пропорционально уровню подъема-спада, На звуке это отражается следующим образом — при подъеме высоких частот не только увеличивается громкость но сами высокие частоты в стереопанораме начинают выходить на передний план, а при вырезании их падает громкость и частоты уходят в глубь панорамы, также добавляются фазовые искажения похожие на свистящие призвуки. Всё это добро очень сильно влияет не только на звук но и на стереопанораму — сцена рушится на глазах. И подобное происходит не только на вч а и на всех частотах которые вы регулируете. Лечится это дело лишь одним — избегайте крайних положений ручек! Оптимально +-4дб! Данный тип эквалайзера больше всего подходит музыкантам для звукозаписи. Следующий тип линейный эквалайзер, тут фаза стоит на месте и ничего «не гуляет по сцене» Своего рода мы имеем многополосный биампинг Поднимая какую либо полосу мы просто регулируем громкость, на пример в системах с субвуфером мы можем делать его тише или громче никаких существенных искажений не вносится, люди которые впервые столкнулись с настройкой линейного эквалайзера отмечали что по субъективным оценкам у линейного эквалайзера глубина регулировки меньше
    заявленной, а всё дело как раз в отсутствии фазовых изменений вносимых в сигнал, люди настолько к ним привыкают что начинают воспринимать как норму, но это ошибка.
    В софтовых эквалайзерах также существует 2 типа. Как упоминал автор в музыкальных проигрывателях эквалйзеры низкого качества но не во всех, в fobar 2000 линейный тип. Да и вообще на виндоус большие проблемы со звуком в целом, лучше всего ситуация обстоит в операционных системах мак ос и операционные системы семейства линукс

Comments are closed.